Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим в предпасхальном выпуске программы «Слово пастыря» на «Первом канале».
В своей речи он рассказал об объединяющей роли Церкви в стране и в мировой политике. Патриарх обратился к Евангелию и той его части, где рассказывается о чуде воскрешения Лазаря, как свидетельстве необыкновенной силы Сына Божия.
В то же время Христос являл собой пример величайшего смирения, явившись в Иерусалим на ослике. «Он отказывается от всех знаков человека, имеющего власть», - заявил патриарх.
Церковь следует заповедям Христа, который отказался от земной власти, чтобы открыть людям дверь в Царство Божие. В стремлении Церкви «следовать своему основоположнику существует множество соблазнов, и в том числе - соблазн властью». Вся история свидетельствует о том, что когда Церковь обретает политическую власть, она становится стороной в политической борьбе, а значит, у нее тут же появляются противники, среди которых могут быть православные. И тогда Церковь в борьбе за власть становится «фактором разделения народа».
Рассуждая о власти, патриарх Кирилл отметил, что есть церковная и светская власть. Есть власть начальников, как больших, так и малых. «Исполнение начальственных функций, которое требует в том числе ограничения свободы других, не может сопровождаться личной гордыней и превозношением — тогда власть становится тиранией», — сказал предстоятель РПЦ.
Патриарх пустых наставлений не дает
После таких слов патриарха Кирилла в сети развернулась дискуссия о том, к кому они обращены. Блогер, обозреватель Илья Валиев отметил, что урок смирения в принципе относится к каждому человеку, но в данном случае речь шла о государственной власти, которая на свое усмотрение может в чем-то ограничивать простых людей. Любая власть при условии наличия гордыни и высокомерия может «скатиться в тиранию».
– Церковью тоже управляют просто люди, надо помнить об этом, и их тоже может охватить гордыня. И государством тоже люди, а не боги. Только конфликта между этими двумя важнейшими институтами общества многострадальному народу России не хватало. Есть надежда, что всё-таки нет никакого конфликта. Но речь, мягко говоря, заставляет задуматься, – отметил Валиев.
В заключение он выразил уверенность, что патриарх Кирилл вряд ли бы просто так, для красного словца добавил в свою речь рассуждение о природе тирании. Предстоятель РПЦ говорит то, что велит ему долг, даже если его слова могут кого-то задеть. Но на то и голос Церкви, чтобы говорить о самом важном, не оглядываясь на земные интересы кого бы то ни было. «Над предстоятелем Русской Православной Церкви другая власть — выше», — заключил обозреватель.