Несмотря на то, что Россия с лишком сто лет, как светское государство, в ней все еще есть почва для взращивания движений вроде «Черной сотни».
С развалом Советского союза в России начало возрождаться православие, но в отдельных частных случаях это возрождение, смешиваясь с одной стороны с радикализмом и с другой – с дремучим невежеством, порождает очень странные формы лаптежного патриотизма, который в перспективе может перерасти в нечто вполне себе похожее на ваххабизм.
Такую мысль в несколько иной форме предложил дьякон Андрей Кураев, комментируя предложение члена Общественной палаты Павла Пожигайло позакрывать в России театры и ограничить в школах изучение английского языка.
В своем блоге Кураев написал: «Сбывается моя мечта про мечтателей. Она состоит в том, чтобы в разных комнатах собрать людей разных религий и дать им всласть помечтать вслух».
Было бы полезно послушать, кто и что хотел бы в России запретить и сделать выводы на основе услышанного, чьи утопии опаснее всего, и кому власть ни в коем случае давать нельзя.
«Ну не умеют православные тормозить перед чужой свободой - пока не получат жестко локтем поддых. Тогда начинают скулить про гонения», - резюмировал Кураев, предварительно пересказав содержание передачи «Русская мечта» на портале «Царьград», где прозвучала радикальная идея по театрам. Свою статью диакон озаглавил: «Суров наш шариат!».
22 октября на передаче заместителя главы ВРНС Константина Малофеева « Русская мечта» Павел Пожигайло заявил, что будь он президентом России, он в первую очередь бы озаботился закрытием «всех театров».
На уточняющий вопрос он подчеркнул, что, действительно, ратует за закрытие всех театров без исключения.
Аргументируя свою позицию, Пожигайло вспомнил цитату из письма писателя Фёдора Достоевского, где тот сетует на бездуховность граждан, начавших ходить в театры вместо храмов. «Так говорил Достоевский. И я вам скажу: театр - это альтернатива литургии. Театр начал выполнять роль некоего миссионера, проповедника», - сказал Пожигайло.
В ответ на его изречение ведущий Константин Малофеев согласился: «Закрытие театров приведёт или, по крайней мере, даст возможность вернуть людей в Церковь.
На следующий день, 23 октября в интервью радиостанции «Говорит Москва» Пожигайло пояснил, что выступает против театров, так как они стали рассадниками «культуры ширинок». «Что сегодня тренд в театре? Это ЛГБТ, разного рода извращения», - заявил он.
Рассуждая о том, какие театры следует закрыть в первую очередь, Пожигайло упомянул «Сатирикон», где в последние «три-четыре года (ставят) только двадцать оттенков голубого», и «Гоголь.Центр».
Насчет английского языка Пожигайло высказался уже в беседе с журналистами телеканала РЕН ТВ. «С 90-х годов всех целенаправленно посадили на изучение английского языка. Причем английский язык — 6 часов, русский — 4, а литература — 1. Я совершенно уверен, что для того, чтобы знать английский язык, не обязательно учить его с детского сада и с первого класса», - посетовал он, предложив два варианта решения проблемы.
Первый – в обязательном порядке предлагать школьникам несколько языков для изучения. Второй, более радикальный – полностью отказаться от изучения английского языка, вместо которого сделать упор на русский язык и литературу.