Эксперимент, в котором участвовали ведущие скрипачи мира, показал: уникальность скрипок Страдивари сильно преувеличена. В действительности музыканты не способны отличить по звучанию инструменты великого мастера от скрипок, изготовленных в наши дни.
Об этом говорится в статье французских ученых из Университета Пьера и Марии Кюри, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Считается, что скрипки Антонио Страдивари, итальянского мастера XVII века, обладают непревзойденным звучанием, с которым не могут сравниться скрипки современных мастеров. Всего до наших дней дошло около 600 инструментов Страдивари, цена каждой такой скрипки составляет несколько миллионов долларов.
Тем не менее, все заявления об уникальности скрипок Страдивари строятся на субъективных оценках. Авторы статьи решили взглянуть на «секрет Страдивари» с научной точки зрения. Для этого они провели эксперимент с участием 10 скрипачей мирового уровня, лауреатов первых премий крупнейших международных скрипичных конкурсов - имени Чайковского, имени Паганини и имени Сибелиуса. В частности, в эксперименте принял участие российский скрипач Илья Калер.
Испытания проходили в большом концертном зале и в комнате для репетиций. Музыкантам предложили протестировать 12 скрипок - шесть высококачественных новых и шесть старинных, изготовленных три столетия назад. Из них пять вышли из рук Страдивари. Чтобы скрипачи по внешнему виду не могли отличить современные инструменты от старинных, на них надели темные очки, а свет в помещении притушили. В общей сложности каждый музыкант тестировал инструменты около 2,5 часов.
Исследователи каждый раз просили музыкантов определить, на каком из инструментов они играли - на скрипке Страдивари или на обычной скрипке. Правильный ответ скрипачи дали в 31 случае, а неправильный - в 33. Это значит, что свой ответ они давали фактически наугад, следовательно, по звучанию скрипки Страдивари ничем не выделяются. Более того, когда солистов попросили выбрать из предложенных инструментов тот, с которым бы они предпочли отправиться в концертный тур - 6 из 10 музыкантов выбрали современные скрипки.
По мнению авторов статьи, исследование доказывает - ажиотаж вокруг скрипок Страдивари носит искусственный характер. Как заявила французская солистка Соленн Педасси, когда ее ознакомили с результатами эксперимента, «существует паранойя, связанная с новыми инструментами, зато старые стали чем-то гламурным».