В понедельник в открытом доступе появилось письмо Патриарху Кириллу от диакона РПЦ Сергия Баранова. В нем клирик Тамбовской епархии назвал приговор участницам Pussy Riot «неправосудным» и обвинил Московский Патриархат в том, что он, «по сути, явился инициатором возбуждения уголовного дела».
Баранов называет процесс над участницами панк-группы «позорными событиями последних месяцев». По словам отца Сергия, дело Pussy Riot только укрепило изоляцию России от остального мира, «который мало того что считает нашу страну агрессивной и несвободной, так она еще оказывается и страной судебно-религиозного мракобесия».
«Мы стали свидетелями того, как в XXI веке в светской и якобы правовой и демократической стране фактически состоялся суд церковной инквизиции, где мотивировочная часть приговора обосновывалась Лаодикийским Поместным Собором IV века, Архиерейским Собором РПЦ 2011 года, письмом ключаря кафедрального собора храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева и памяткой поведения в храме, то есть сугубо внутрицерковными документами и письмом священника, и по злой иронии вынесено данное решение именем Российской Федерации», – говорится в открытом письме Патриарху.
В знак протеста против приговора диакон подал ходатайство о снятии с себя священного сана.
Церковь сращивается с государством
«Я диакон, и это письмо - не подделка. С 2003 года я почислен за штат с правом перехода в другую епархию, каких-либо канонических препятствий и взысканий у меня нет. Рукоположен я был после окончания духовной семинарии в 1994 году. Служил в храме Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при Вознесенском женском монастыре г. Тамбова, в Покровском храме, в Казанском соборе - служил диаконом и преподавал в воскресной школе и еще по совместительству преподавал основы духовной нравственности в медицинском колледже Тамбова, тогда это было лишь в плане эксперимента, а потом уже стало чуть ли не повсеместно», - рассказал диакон Сергий Баранов (в миру Сергей Викторович Баранов) в интервью «Известиям».
«Все мы прекрасно понимаем, какую роль сыграла в этом процессе церковь. И Андрей Кураев, и я сам это подчеркивал, что самая страшная беда, к которой может привести этот процесс, - это раскол церкви. Так и случилось. Раскол произошел в обществе. Среди верующих мнения тоже разошлись, - говорит диакон. – Естественно, никто не одобряет этот поступок, но то, что произошло на процессе, и сам приговор заставили нас всех задуматься о реальном сращивании Церкви и государства. Церковь очень далеко зашла. И скандал с патриаршими часами Breguet и пылью в квартире - это такая мелочь! Закончилось всё давлением на следствие - это уже совсем выходит за рамки. И протест против такого поведения Церкви я выразил таким вот образом. Я считаю, что Церковь не должна была инициировать уголовный процесс и быть инициатором возбуждения уголовного дела».
По словам Сергея Баранова, многие служители РПЦ не согласны с приговором. «Сейчас в РПЦ больше 35 тыс. служителей - от диаконов, священников до иерархов - и ни один не сказал, все промолчали! Хотя я знаю, что внутри Церкви очень многие не согласны с официальной позицией Церкви. 25–30% - это точно, а после приговора Pussi Riot таких стало еще больше, процентов 40. Конечно, они молчат - у многих батюшек жены, много детишек, и они прекрасно понимают, чем для них закончится подобное выступление, но они не согласны. Я же не могу молчать, наоборот, я хочу, чтобы меня услышали. Хотя бы потому, что я хочу жить в мире со своей совестью. Мне стыдно за то, что творили во время расследования и процесса так называемые псевдоправославные, признанные потерпевшими по делу. Не душа у них болела, а болело самолюбие наших иерархов. И что меня еще убило и стало последней каплей - спустя час после приговора появилось открытое заявление высших руководителей Церкви, которые в это время были в Польше. Это же получается, что они заранее знали об обвинительном приговоре и заявление тоже подготовили заранее. Они сами себя этим заявлением выдали», - говорит Баранов.
Баранова обвинили в пьянстве
Реакция РПЦ на письмо уже последовала. Тамбовская епархия опубликовала ответ на письмо Баранова патриарху. «Не исключено, что для самого диакона Сергия Баранова добровольное прошение о снятия священного сана представляется единственным выходом из прискорбной ситуации, которая сложилась в ходе его диаконского служения, поскольку начиная с 1997 и по 2003 год он неоднократно подвергался прещениям за непристойное и разгульное поведение, злоупотребление алкоголем и неблагоговейное отношение к святыням, а приговор суда по резонансному делу, по-видимому, послужил для него лишь поводом», - говорится в пресс-релизе.
В свою очередь глава коалиции «За нравственность» Иван Дьяченко предположил, что Баранову заплатили за его «выход из РПЦ».