Центробанк решил усилить контроль за банковским сектором с целью выявления мелких недобросовестных финансовых учреждений, способных провести фиктивную докапитализацию или вывод активов. Треть российских банков подходят под критерии ЦБ, которые могут послужить причиной отзыва лицензии.
Центробанк собирается провести масштабную расчистку банковского сектора от мелких недобросовестных игроков, сообщает «Коммерсантъ».
Контроль по всем управлениям
С июня планируется усиление тотального контроля за текущими изменениями в деятельности трети банков, которые, по данным ЦБ, способны провести фиктивную докапитализацию или вывод активов. Нарушителей ждут строгие санкции, вплоть до отзыва лицензии. В Банке России в ближайшее время может вырасти число сотрудников, специализирующихся на временном управлении финансовыми учреждениями.
В распоряжении «Ъ» оказалось письмо «О работе с банками в связи с увеличением требований к размеру собственных средств», которое ЦБ разослал всем своим территориальным управлениям. Документ призван усилить контроль за банками, которым для соответствия требованиям законодательства в ближайшие три года потребуется докапитализация.
Принятые в начале года поправки к закону «О банках и банковской деятельности» гласят, что со следующего года капитал банков должен быть не менее 90 млн руб., с 2012-го -- не менее 180 млн руб. По данным ЦБ, на 1 мая 2009 года первому условию не соответствовали 179 банков (за исключением санированных), второму -- 321 банк, то есть в общей сложности примерно треть российских банков. По оценкам ЦБ, на долю этих учреждений приходится порядка 0,5% от общего объема банковских активов.
Особое внимание сотрудники на местах должны обратить на «факты существенного роста собственных средств банков за счет внешних источников (включая рост уставного капитала, привлечение субординированных кредитов)», любые «изменения в составе руководителей и участников банков», а также «лиц, оказывающих существенное влияние на их деятельность».
Региональные подразделения ЦБ понаблюдают и за «изменениями в составе руководителей юридических лиц», через которые осуществляются владение банком, «существенными изменениями в составе крупных кредиторов и заемщиков банка» и «иными обстоятельствами, которые могут свидетельствовать об изменении характера деятельности банка или качества его активов».
Выявление подобных фактов может говорить о реализации в мелких банках, не имеющих возможности докапитализироваться, рисков фиктивной докапитализации, вывода активов или недобросовестной продажи банка в целях проведения сомнительных операций, пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. «Это наиболее типичные признаки возможных нарушений, -- заявил он. -- Например, смена контроля над банком может произойти не путем сделки прямой купли-продажи, а через изменения руководства в компаниях, на которые банк записан. Об этом же может свидетельствовать изменение состава крупных кредиторов и заемщиков или изменение характера бизнеса банка».
Государство поможет не всем
Ранее о намерениях не спасать некоторые банки говорил и Игорь Шувалов. Государство не собирается помогать тем учреждениям, которые столкнутся с проблемами в случае «второй волны» кризиса, заявил первый вице-премьер на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
«В разных банках разная ситуация, по предварительным оценкам, у кого-то просроченная задолженность 2%, у кого-то 20%. Мы обсудим эту ситуацию с АСВ в течение двух недель на комиссии по устойчивому развитию, но наша позиция такая: спасать всех и вся нет никакого смысла», -- цитировало первого вице-премьера «Интерфакс».
Шувалов вновь подтвердил позицию правительства, которое сочло нецелесообразным создание «токсичного банка» для выкупа «плохих» активов для расчистки банковских балансов. «Мы приняли решение, что плохие активы не считаем правильным выделять из коммерческого банка. Мы не хотим связывать себя отношениями по формированию банка «плохих» активов», -- отметил он.
«Наша модель -- мы предоставим помощь банкам на пополнение своего капитала на пропорциональной основе. Государство предоставляет свой капитал, акционеры -- свой. Это модель создания резерва под «плохие» активы. А приобретение «плохих» активов, как правило, это очень непрозрачная процедура», -- пояснил первый вице-премьер.
АСВ, имеющее возможность «либо выставить на продажу (проблемные банки), либо разделить их», будет делать это только в случае, если все стандартные механизмы оздоровления исчерпаны, подчеркнул Шувалов.
Слабый прогресс
Тем временем ЦБ в начале месяца провел стресс-тестирование крупнейших системообразующих российских банков на 1 мая и констатировал крайне слабую тенденцию к улучшению, передавало РИА «Новости» слова директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексея Симановского.
«Можно говорить об очень, очень, очень слабой тенденции к небольшому улучшению результатов на 1 мая по сравнению с 1 января и 1 марта», -- констатировал представитель Центробанка. Тест проводится по каждому из 50 системообразующих банков страны. «Иногда берем 30», -- отметил Симановский.
ЦБ проводит стресс-тесты с 2003 года по методологии, согласованной с миссией МВФ и Всемирным банком.
В России используется метод top-down, при котором регулятор сам осуществляет расчеты. В отличие от американской методики, которая характеризуется как bottom-up, когда кредитным организациям задаются сценарные условия, они считают и предоставляют результаты в регулирующие органы.
Банк России ранее проводил стресс-тесты раз в полгода, с начала 2009 года -- ежемесячно. «Я не предполагаю, что мы будем проводить стресс-тесты по американской методике», -- подчеркнул Симановский.
«Есть определенная надежда на улучшение результата по просрочке по итогам мая», -- добавил он. Глава департамента отметил, что выводы сделаны на основании стресс-тестов по банковскому сектору на 1 мая в сравнении с оценками, сделанными на 1 января. На основании стресс-тестов банков, в частности, делается прогноз показателей просроченной задолженности на конец года.
Симановский отметил, что результаты проводимых стресс-тестов показывают ситуацию на конец 2009 года. Говоря о показателях банков на 1 мая по сравнению с аналогичными результатами, полученными на 1 января, директор департамента ЦБ сообщил, что показатели прогнозируемой просрочки на конец 2009 года улучшаются. «Чуть меньше становится объем просрочки на конец 2009 года по сравнению с прогнозом, который мы делали несколько месяцев назад», -- сказал он. Показатели стресс-тестов на 1 июля «будут улучшены», считает глава департамента.
Говоря о причинах улучшения показателей прогнозируемой просроченной задолженности, Симановский сообщил, что крупные банки стали выдавать кредиты осторожнее, кроме того, восстанавливается платежная дисциплина заемщиков.