Создание Таможенного союза может поднять цены на телевизоры на 15%, констатирует Дзюнъитиро Китагава, президент Panasonic в СНГ. О работе в новых условиях, законе о торговле и перспективах 3D-индустрии топ-менеджер рассказывает в интервью Infox.ru.
-- Как образование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана повлияло на работу компании в России? Есть ли проблемы с таможенными органами?
-- На данный момент мы не видим каких-либо больших проблем с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. На самом деле данный союз расширяет наши возможности, увеличивает наш рынок, мы можем оперировать более эффективно и работать лучше с точки зрения бизнеса.
-- Повысятся ли таможенные пошлины на какие-либо категории товаров?
-- Да, именно так и произойдет. Из-за этого можно ожидать определенного подъема цен, и мы к этому готовы. Можно предположить, что цены, например в Казахстане, вырастут на 10-15%, но не стоит забывать, что в любом случае цена определяется прежде всего конкуренцией между всеми брендами. На данный момент действительно происходят изменения ставок таможенных пошлин на разные категории товаров. Некоторые из них поднимаются, некоторые опускаются. На сегодняшний день пошлины на приборы воздушного кондиционирования понижаются, то есть поставлять в Россию их будет легче. Если российское правительство захочет поддержать местного производителя, есть риск, что ставки таможенных пошлин на отдельные категории товаров могут вырасти. По неофициальной информации, в связи с тем, что в России скоро заработает цифровое телевидение, появится потребность в цифровых телевизионных приемниках, и пошлины на них будут подняты. Можно ожидать, что рост пошлин составит 15%, но официального подтверждения этому факту пока нет. Именно по этой причине все наши новые телевизоры оборудованы системой приема цифрового сигнала.
-- Насколько эффективен, по-вашему, принятый закон о торговле? Как принятие закона отразилось на деятельности компании? Изменились ли взаимоотношения с розничными сетями?
-- На данный момент я не вижу осложнений в отношениях между нами как поставщиками и ритейлерами. На сегодняшний день у нас хорошие отношения, они улучшились за последние два года. Сейчас мы обладаем возможностью прямых поставок в сети и надеемся, что отношения между нами будут только улучшаться.
-- Как изменилась ценовая политика компании после кризиса?
-- Наша ценовая политика не поменялась. Цены определяются таможенными пошлинами и всеми участниками рынка, которые являются нашими конкурентами. Сравнивая сегодняшнюю ситуацию с ситуацией два года назад, можно констатировать разницу. Произошло изменение курса рубля по отношению к мировым валютам -- это осложняет ситуацию. Проблема есть, мы ее признаем, но рассчитываем, что ближайшее время она будет преодолена.
-- Каков объем инвестиций в производство 3D-телевизоров? Какова, на ваш взгляд, рентабельность этого направления?
-- К сожалению, я не могу назвать вам точную цифру инвестиций. Надо признать, что комплекс товаров 3D широк -- это не только телевизоры, но и набор soft-продуктов. Определенные барьеры для потребителей, конечно, есть. Но мы будем бороться с этими барьерами, будем работать над продвижением продукта, подключая все PR-инициативы совместно с телекомпаниями, которые будут предоставлять возможность использования сигнала 3D. Надо признать, что 3D-телевидение -- это продукт прежде всего для обеспеченных потребителей, и представители среднего класса не будут в числе ведущих покупателей. Но во второй половине этого года и в начале следующего мы представим такой же телевизор 3D с маленьким экраном, также будем работать над ценой, будем ее понижать. В США есть компании, предоставляющие эксклюзивный 3D-контент, -- там спрос растет. Как только в России появится такая компания, спрос на 3D-телевидение поднимется.
-- Как изменился потребительский спрос на бытовую технику и электронику в России? Как изменились поведенческие стратегии покупателей при покупке техники?
-- Российские потребители всегда предпочитали высокое качество по невысокой цене. Этот тренд не поменялся. С другой стороны, давление относительно понижения цены со стороны потребителей постоянно растет. В связи с кризисом люди экономят и не выходят из дома, стараясь все развлечения перенести туда. Это хорошо для всех продуктов аудио и видео, в этом плане мы видим для себя здесь благоприятную сторону. Спрос на любую электронику для приготовления пищи дома (специальные стимеры для риса, микроволновые печи) не упал совсем. Телевизоры остаются на первом месте по спросу, хотя по сравнению с периодом двухгодичной давности спрос на эту продукцию все же упал. На втором месте по спросу -- электроника для кухни. Постепенно растет сегмент плазменных панелей и цифровых фотокамер.