Продажи в сетях фитнес-центров осенью 2009 года проседают на 10%. Дорогие клубы, рассчитанные на премиальную аудиторию, по-прежнему утверждают, что не ощущают влияния кризиса.
В декабре прошлого года участники рынка фитнес-услуг отмечали падение спроса из-за кризиса на 20%. Осенью 2009 года ситуация не изменилась, продажи не выросли. «По сравнению с прошлым годом продажи однозначно не возросли, они и не могут возрасти в такой кризисный период. В продажах идут постоянные колебания, под влиянием кризиса клиенты кидаются в разные стороны», -- говорит менеджер по связям с общественностью и PR-сети «Планета фитнес» Марина Малкова.
Продажи в среднем на 10% снизились в сети World Class, констатирует Алла Балясникова, вице-президент World Class по операционной деятельности.
В летний период посещаемость фитнес-клубов традиционно снижается на 20-30%. С наступлением сезона участники рынка ожидали роста, но из-за кризиса им приходится использовать дополнительные способы привлечения клиентов.
«Снижение -- в большей степени из-за корпоративного членства, -- говорит Алла Балясникова. -- Для стимулирования продаж членских карт используется большое разнообразие маркетинговых программ, основной упор в которых делается на снижение ценового барьера для приобретения карты клуба. Широко используются программы «ограниченного» членства, такие как утренние, дневные карты, карты на ограниченное количество визитов и так далее. Большая ставка делается на удержание уже посещающих фитнес-клубы клиентов, активно применяются и программы лояльности».
По словам Аллы Балясниковой, в связи с повышением цен на рекламные носители фитнес-операторы активнее стали использовать интернет, sms, электронные рассылки, а также программы кросс-промоушен.
«Чтобы как-то отвлечь клиентов от негатива, с весны этого года мы ввели специальную программу по беспроцентной рассрочке на покупку клубной карты», -- говорит Марина Малкова. «Если в прошлом году мы постоянно вкладывали в спонсорство, то сейчас мы делаем акцент на клиента: устраиваем различные конкурсы, акции и награждаем призами», -- объясняет она.
Продажи снизились во всех сегментах. «На мой взгляд, наименее пострадали клубы сегмента люкс», -- говорит Алла Балясникова.
Премиальную нишу занимают велнес-центры. Клиентскую базу таких центров составляют финансово успешная часть населения в возрасте около 40 лет со средним доходом 7-8 тыс. евро. Стоимость карты от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Помимо дохода от продажи клубного членства велнес-клуб зарабатывает за счет дополнительных территорий бизнеса: SPA, ресторана, реабилитации, диагностики, консультирования, персонального тренинга.
Участники этого рынка неоднозначно оценивают степень влияния кризиса. «Здоровье -- это последнее, на чем человек будет экономить. Влияние кризиса на велнес-индустрию в целом незначительно», -- говорит генеральный директор велнес-центра Else Club Дмитрий Киселев. «В первую очередь скорректировались показатели роста: на 10-15 процентов меньше ожидаемого. 2009 год дал рост 20-25 процентов по сравнению с 2008 годом», -- заключает он.
«На мой взгляд, в связи со сложившейся экономической ситуацией сегмент эконом-класса будет пребывать в выигрыше по сравнению с премиумом, поскольку клиенты не готовы отказаться от привычного уклада жизни, но в силу снижения финансовых возможностей ищут варианты подешевле, стараясь сэкономить, например, на персональном тренере», -- оппонирует коллеге Денис Краснов из велнес-центра «Сана».
«В нашем случае продажи остались на уровне прошлого года, хотя нам пришлось прибегнуть к акциям и скидкам, чего мы не делали в прошлом году. К сожалению, покупательская способность падает, и показывать прежние финансовые показатели стало существенно сложнее», -- констатирует он.