Продажи офисной техники упали на 30%. Компании не покупают ксероксы, компьютеры и факсы, предпочитая ремонтировать имеющиеся устройства.
«Спад темпов роста экономики повлиял на динамику продаж офисных мониторов. Кроме того, сейчас покупатели предпочитают более дешевую продукцию», -- рассказал директор по продажам мониторов LG Electronics Rus Андрей Французов.
По словам руководителя направления по связям с общественностью группы компаний «Формоза» Андрея Ковалева, пик падения продаж пришелся на начало 2009 года. После этого спрос не восстановился. «Сезонный рост есть в третьем и четвертом кварталах: в это время технику покупают не только для корпоративных, но и для личных нужд», -- надеется Андрей Ковалев.
Офисная техника стала менее востребованной. Сокращая издержки в связи с кризисом, компании меняют просторные офисы на помещения поменьше и сокращают сотрудников.
В конце прошлого года количество свободных офисных площадей класса А в течение месяца выросло на 4% и достигло 9% от всего рынка. Незанятых помещений класса В стало на 3% больше.
Объем поставок персональных компьютеров обвалился еще в прошлом году. В четвертом квартале 2008 года в количественном выражении он сократился на 37,8%, подсчитали в International Data Corporation (IDC). Объем поставок компьютеров за три месяца составил 1,8 млн штук (учитываются настольные, портативные и серверные модели). Еще в третьем квартале 2008 года рост составлял 33,7%. По итогам 2008 года в целом рынок сохранил рост, увеличившись на 8,4%, до 9,5 млн штук.
По словам директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, с января по апрель текущего года объем продаж офисной техники упал на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: «Продажи падают, сейчас почти все организации экономят на оргтехнике. Амортизацию оборудования заменяют ремонтом старой техники».
К концу года ситуация не изменится. Аналитик компании «Арбат капитал-управление активами» Василий Танурков говорит, что оптимистичный прогноз падения продаж оргтехники к декабрю составляет 30%.
Из-за резкого сокращения объема продаж розничные сети по продаже бытовой техники задерживают оплату товара поставщикам и вынуждены экономить. Сокращаются инвестиционные программы: количество магазинов, запланированных к открытию в 2009 году, может сократиться на 40-50%.
«Компании сокращают персонал и сворачивают инвестпрограммы, чтобы аккумулировать средства для развития. Кредиты сейчас обходятся дорого, а розничный сектор очень закредитован -- компаниям нужно как-то рефинансировать долги», -- говорит аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая.
Эксперты говорят, что спрос на часть ассортимента офисной техники (компьютеры, ноутбуки) могут поддержать рядовые потребители: они будут покупать дорогую технику, чтобы уберечь деньги от инфляции. В первом квартале 2009 года продажи ноутбуков в сети «М.Видео» выросли на 78% по сравнению с первым кварталом 2008 года.