Лидеры обладают уникальным талантом объединять людей и заставлять их увлекаться работой над чем-то удивительным.
Быть хорошим лидером - непростая задача
Так много надо сделать, так много над чем подумать, так много ответственности. Знание того, что так много людей рассчитывают на вас, — это большое давление.
Развитие лидерства — одна из самых важных задач, на которой нужно сосредоточиться, когда вы хотите сделать лучше свою организацию, будь это частная компания, или некоммерческая структура.
Прежде чем мы углубимся во всё это, давайте выделим кое-что важное.
То что человек работает на руководящей должности, ещё не делает его лидером. Многие путают менеджмент с лидерством, но это разные вещи.
Лидерство — это не позиция в иерархии. Лидеры могут быть где угодно и на любом уровне организации. Управление командой — это наём, увольнение, планирование, оценка и тому подобное. Лидерство — это люди.
Ключ к тому, чтобы быть хорошим лидером, — это понимать, как обращаться с людьми.
Руководство людьми — это понимание того, как их мотивировать, сопереживание им, забота о них, прислушивание к ним и тому подобное. Но большинство людей, занимающих руководящие должности, откровенно не являются лидерами.
Почему так сложилось?
Проблема в том, что большинство компаний продвигают не тех людей на руководящие должности. Часто назначение идёт на основании технических навыков людей, при этом не уделяя внимания на личностные качества человека.
Когда люди думают о лидере, то обычно они представляют себе крупного, высокого, громкого, красивого, харизматичного человека (вероятно, мужчину) в костюме, который руководит командой.
Эти предубеждения естественны, но люди совершают ошибку, когда думают так. И это только усугубляет проблему, что на руководящих должностях не те люди.
Исследования выявили, что 30% лидеров, попадающих на эти должности, связаны с генетическими факторами. Но также есть исследования, показывающие, что эти факторы не имеют значения, когда речь идёт про эффективных лидеров.
А также исследования показывают, что почти везде в мире люди воспринимают мужчин как «более похожих на лидеров», хотя на самом деле никакой разницы нет.
И ещё исследования показывают, что экстраверты чаще занимают руководящие должности, хотя интроверты, вероятно, являются лучшими лидерами.
Интроверты, обычно лучше слушают, они тратят больше времени на подготовку и больше размышляют над собой — всё это важные качества отличного лидера.
Навыки, которыми обладают хорошие лидеры
Высокий эмоциональный интеллект
Они понимают и используют свои сильные стороны, всегда стремятся стать лучше и учится новому. Хорошие лидеры оценивают себя и выясняют, в чём их сильные и слабые стороны. И сосредотачиваются на своих сильных сторонах. Понимание своих слабых сторон помогает им делегировать эту работу другим людям, получая время, чтобы сосредоточиться на других задачах.
Они отличные слушатели
Хорошие лидеры умеют слушать людей. Когда человек говорит, он может сказать только то, что знает. Когда человек слушает, он может узнать что-то новое.
Один из приёмов, которые используют умные лидеры, — это ждать пять секунд, прежде чем ответить сотруднику, который ждёт, что скажет лидер. По своей природе люди не любят неловкое молчание и стараются заполнить паузу, тем самым давая ещё больше информации.
Они отлично общаются
Общение - ключ к успеху. Без этого навыка невозможно стать хорошим лидером. Их общение ясное, лаконичное и приветливое.
Их уважают
Уважение зарабатывается и укрепляется со временем, но лидеров должны уважать, только тогда к ним будут прислушиваться. Хорошие лидеры активно работают над формированием этого уважения, возвращая это уважение своим сотрудникам.
О них много говорят
Хорошие лидеры всегда стремятся стать лучше и не боятся того, что о них скажут люди. И видят в этом возможность стать лучше.
Что нужно сделать, чтобы стать лучшим лидером
Выясните, кокой стиль лидерства вам больше подходит
Чтобы быть сильным лидером, нужно знать, какого стиля руководства придерживаться. Есть различные стили лидерства и сочетаний качеств, которые делают человека хорошим лидером. Обдумайте свои сильные и слабые стороны и возможности для улучшения.
Существует множество тестов на лидерство, которые выявят ваши сильные стороны и дадут представление о различных типах лидеров.
Тренируйтесь слушать и ясно общаться
Хорошие лидеры общаются со своими командами как в индивидуальной обстановке, так и в больших группах. В среде один на один у лидеров есть возможность наладить отношения с членами своей команды и поддерживать открытые линии общения. Выражайте заботу о каждом члене команды, а также убедитесь, что участники группы знают, что вы готовы прислушиваться к их потребностям.
Но чтобы быть хорошим слушателем и хорошо общаться, нужно не только уделять внимание своей команде. Это также означает научиться признавать свои ошибки, и признавать, что вы не знаете ответа. Коллеги будут уважать вас больше, если вы признаете, что не знаете ответов на все вопросы, и вы подадите положительный пример, сообщив своей команде, что проведёте исследование и найдёте решение.
Действуйте как наставник
Не действуйте только как менеджер — будьте также наставником и образцом для подражания.Продемонстрируйте качества, которые сделают вашу команду лучше, например, позитивность, ответственность и честность. В результате команда будет восхищаться вами и пытаться подражать вашему поведению.
Но наставничество заключается не только в том, чтобы заставить команду отражать ваше поведение. Встречайтесь напрямую с членами своей команды, дайте им обратную связь, обсудите, что вы можете улучшить и чем помочь, помогите сделать сотрудникам следующий шаг в их карьере.
Поощряйте и вознаграждайте инициативу
Лучшие лидеры поощряют членов команды проявлять инициативу при решении проблем. Когда у сотрудников есть возможность и стимул творчески решать сложные задачи, организация процветает.
Создавайте группы и поощряйте работать людей совместно, чтобы решить проблему, которую вы им дали. Но также разрешайте сотрудникам решать проблемы вне группы. Постарайтесь вознаградить сотрудников за нестандартное мышление признанием и другими поощрениями.
Делегируйте работу своей команде
Это не значит, что нужно перекладывать всю работу и ответственность на своих сотрудников. Но команда должна понимать, что они тоже «в деле». Что от них тоже что-то зависит и что-то они должны делать. Разрешите команде свободно высказываться во время собраний. Задача предводителя не только руководить группой, но и вдохновлять сотрудников, чтобы они чувствовали себя членами команды.
Однако не всегда легко быть «вдохновителем». Сохраняйте положительный настрой. При необходимости выслушивайте сотрудников один на один, и демонстрируйте, насколько вы увлечены проектами и целями.
Принимайте неудачи
Реальность такова, что будут времена, когда ваша группа терпит неудачу. Многие начинающие менеджеры считают, что неудача - это недопустимо, но неудачи случаются, и это нормально. Если вы не принимаете неудачи, то рискуете потратить на проект слишком много времени и денег, пытаясь исправить и скрыть ошибки.
Когда вы готовы признать ошибки, вы можете найти новое решение или найти способ предотвратить такие проблемы в будущем.