Когда бывший детсадовец идет в школу, ему начинают предъявлять ряд серьезных требований и обязательств.
Некоторые дети справляются с этим вполне успешно, другим же нужна помощь, чтобы перестроиться. Как привить собственному ребенку такие качества как усидчивость и внимательность?
Почему на ребенка жалуются учителя?
Нередко родители слышат от классного руководителя фразы типа «Петя одаренный мальчик, но у него проблемы с успеваемостью, потому что он не внимателен». Почему так происходит?
- Нервная система еще не успела созреть, ей сложно воспринимать и переживать долговременные умственные нагрузки.
- Нарушения, аномалии процессы развития.
- Начало депрессии или депрессивного состояния.
- Неправильное, плохо организованное питание, из-за чего ребенку не хватает витаминов, микроэлементов.
- Педагог не может заинтересовать малыша, отсутствует познавательная активность. Ребенку банально не интересно то, о чем рассказывает учитель. Ему больше нравится витать в своих мыслях или смотреть в окно.
- Родители не занимались или мало занимались с чадом, теперь у него наблюдается педагогическая запущенность.
- Прием ребенком определенных препаратов.
Что стоит предпринять родителям?
Если взрослые заметили, что у ребенка проблемы с внимательностью и усидчивостью, то часто для решения проблемы достаточно просто нормализовать образ его жизни. Что для этого нужно?
- Регулярно показывать школьника к врачу, отслеживать состояние его здоровья.
- Обеспечить ему полноценный сон не менее 8-9 часов в сутки.
- Привить любовь к физической активности. Не обязательно записываться на секцию, достаточно утренней гимнастики, ежедневных пеших прогулок, физкультминуток во время осуществления скучной, монотонной работы.
- Кормить ребенка достаточно и сбалансированно, давать ему в школу с собой еду на перекус.
- Выстроить гармоничные и доверительные отношения со школьником. Это станет залогом его успешного обучения и развития.
- Почаще заниматься с детьми обычными бытовыми делами, разговаривать с ними. Это не требует денежных вложений, но укрепляет взаимоотношения.
- У любого ребенка должно быть хобби (не просмотр мультиков или компьютерные игры). Пусть занимается чем-то конструктивным (вышивка, рисование, коллекционирование, моделирование).
- Правильно организовать рабочее место ребенка, поддерживать его в порядке.
Внимание! Для дополнительного умственного стимулирования можно поговорить с учителем и попросить его пересадить ребенка за первую парту.
Упражнения для развития внимательности и усидчивости
Если вышеуказанные меры не помогли, то придется подключить дополнительные инструменты для развития внимания. Это могут быть специальные упражнения:
- Играть с ребенком в игру, которая позволяет сохранять и угадывать позу. Для этого ему нужно замереть в определенном положении, а взрослый будет угадывать, кого изображает малыш.
- Часто детям мешает сосредоточиться их привычка постоянно болтать ни о чем. Болтунам будет полезно поиграть в обычную молчанку.
- Для развития внимания нужно научиться удерживать свой взгляд на определённом объекте. Поможет игра «Дартс», набрасывание колец на палочки, поход в детский тир. Более старшим детям, которые понимают правила техники безопасности, можно доверить вышивание или выжигание по дереву.
- Поиграть в путаницу. Например, показывать ребенку картинки с животными и нарочно неправильно их называть. Ребенок должен быстро исправлять ошибки взрослого.
- Взять мелкие предметы типа карандашей, пуговиц, маленьких игрушек, фишек. Их нужно разложить в определенном порядке и дать ребенку задание запомнить последовательность. Потом малыш отворачивается, а взрослый меняет местами некоторые объекты. Задача ребенка – вернуть их на места. Постепенно нужно увеличивать количество задействованных объектов, усложнять задачу.
Чего делать не стоит категорически?
Многие родители ошибаются и используют такие меры воздействия, которые не только не улучшат ситуацию с внимательностью, но и могут усугубить ее. Чего делать не стоит?
- На ребенка бесполезно ругаться и говорить: «Будь внимателен!». От этого его поведение в школе вряд ли измениться. Ученики начальных классов не обладают столь выраженной ответственностью и самоконтролем.
- Не концентрироваться на неудачах ребенка. Лучше спокойно поговорить с ним и обсудить, почему возникла та или иная ситуация, подсказать пути решения и как себя вести.
- Сравнивать ребенка можно с ним е самим, но никак не с его одноклассниками или другими детьми. Это может подорвать уверенность ребенка в себе, начать сомневаться в родительской любви. Особо впечатлительные малыши могут подумать, что больше не нужны своим родителям.
- Исключать из своего арсенала такие методы воспитания как крик, физической воздействие, взбучка, эмоциональное давление. Из-за них ребенок еще больше потеряется в своих проблемах, успеваемость и поведение в школе от этого не улучшатся.
- Не отталкивать ребенка, когда он в очередной раз потерпел неудачу. Именно в эти моменты он больше всего нуждается в поддержке и помощи. Кстати, все дети нуждаются в физическом контакте с родителями (объятия, поглаживания).
- Отказаться от повышения голоса. Говорить максимально сдержанно, спокойно.
- Не нужно ставить перед ребенком больших и объемных задач, школьников с повышенной активностью это дезорганизует и сбивает с толку. Вместо «сделай уроки и приберись дома к моему приходу» стоит говорить «повтори заданное за завтра стихотворение и реши примеры по математике, а потом собери игрушки и приберись в клетке у хомячка».
- Если необходимо сделать замечание, то желательно проговаривать его без негативной эмоциональной окраски. Не подойдут замечания типа «Сейчас же прекрати вертеться!» или «Перестань смотреть по сторонам!». Лучше сказать, «Давай мы допишем строчку и пойдем передохнем» или «Ты уже почти выполнил упражнение, постарайся еще чуть-чуть».
Таким образом, внимательность и усидчивость – это такие качества, которые можно корректировать, мотивировать, развивать. Главное – проявить терпение и не ругать ребенка за то, чего он не в состоянии контролировать самостоятельно.