Стихи и сказки изначально используют для того, чтобы уложить ребенка спать. Но у книжек есть и другие задачи.
Например, научить ребенка отличать добро и зло, плохое и хорошее, научиться сопереживанию героям, и, собственно, само понимание сказки, ее сюжета.
Когда начинать читать сказки?
Сказки необходимо начинать читать как можно раньше. Малыш запомнит этот ритуал перед сном, и будет сам требовать почитать ему книжку.
Некоторые родители слишком поздно начинают приучать ребенка к слушанию сказок, т.к. им кажется, что в раннем возрасте он не поймет содержания. Потом они недоумевают, почему малыш не дослушивает сказку до конца, и отчего он такой нетерпеливый. А ведь в большинстве случаев, детям очень интересно послушать о том, что же будет происходить с героями.
Растягивание сказок, или длинные истории
До 2 лет малыш не может долго концентрировать свое внимание на рассказе взрослого, поэтому необходимо выбирать совсем коротенькие сказки. Например, Репка, колобок, курочка ряба. Также есть много различных коротеньких стишков, которые дети слушают с удовольствием.
После того, как кроха сможет дослушать короткую сказку до конца, можно переходить к более длинным и сознательным рассказам. Например, про семерых козлят, или читать стихи Маршака, Чуковского.
Простота или сюжет
Самому взрослому может быть и скучна история о том, как колобок укатился от всех героев, кроме лисы. Но ребенку до двух лет — это вполне понятно и достаточно. К тому же срифмованная песенка запоминается, и ребенок сможет узнавать героев сказки, ему будет приятно осознавать, что он хоть что-то уже знает.
Повторение – мать учения
Пословица придумана не просто так. Даже взрослые люди запоминают информацию не с первого раза, а уж понимают вообще не скоро.
Детям нужно читать сказки по несколько раз, и пятый, и десятый. Даже если малыш потребует рассказать сказку 15 раз, значит она ему нравится, он находит в ней что-то новое для себя. Или же ему просто нравится речевой слог сказки. Ни в коем случае нельзя ему отказывать. Иначе тяга к чтению, со временем, при множестве отказов пропадет совсем.
Артистичность
Артистизм – необходимый атрибут при чтении сказок. Читать сказки нужно с выражением, имитируя голоса персонажей. Такой мини-театр будет интересен малышу, и он быстрее будет воспринимать рассказываемое.
Рассказать и послушать
Когда кроха начнет говорить, ему захочется и самому пересказать сказку, которую ему прочли. Иногда дети сочиняют на ходу что-то свое.
Он может забыть или не знать нужного слова, нужно просто подсказать. А за новую историю необходимо похвалить и поощрить, т.к. это попытки связать слова в нужное предложение, т.е. приходится прибегать к фантазии, которая в раннем возрасте хорошо развита.
Если момент приучения упущен
Если все же произошло так, что ребенок не приучен к слушанию сказок, то не стоит паниковать. Дети достаточно быстро привыкают ко всему новому.
Если малыш непоседа, неусидчив, и плохо концентрирует свое внимание на чем-либо, это не хорошо, но со временем пройдет, и он сможет слушать все сказки до конца.
Все дети смотрят «модные» мультфильмы. Различные фиксики, маша с медведем, или шалуны Лео и Тиг. В магазинах детских товаров можно найти кучу тематических книжек о Мимимишках, и других героях.
Детям будет интересно послушать истории про любимых мультгероев.
А потом можно перейти и к привычным героям сказок русского фольклора, а затем и зарубежного.
Также родителям, упустившим приучение к книжкам, рекомендуют использовать книжки-пазлы, книжки-театры, книжки с окошками. Читая такие сказки, ребенок будет интересоваться ими, со временем привыкая к слушанию.