Исчезновение балерины Людмилы Котляр летом 1970 года подняло на ноги всю ленинградскую милицию. Тогда никто не знал, насколько кровавой окажется эта история.
Два как бы отдельных события
24 июня 1970 года одновременно произошли два события. В Киеве недалеко от берега в Днепре был обнаружен тюк, в котором оказалось тело женщины без головы и конечностей.
В это же время в Ленинграде в милицию обратилась некая Софья Никитина с просьбой найти ее неожиданно исчезнувшую 24-летнюю дочь Людмилу Котляр, балерину Ленинградского Малого академического театра оперы и балета.
Людмила состояла в браке с 33-летним Борисом Котляром, солистом ансамбля песни и пляски одного из советских силовых ведомств. У них была маленькая дочь и собственная квартира.
Сыщики, начавшие искать пропавшую балерину, выяснили, что еще 9 июня семья отправилась на дачу в область, но 12 числа Людмила решила съездить в Ленинград, чтобы взять для дочери теплую одежду. Туда-обратно – несколько часов. Однако, обратно Людмила не вернулась ни в этот день, ни на следующий.
Мать Людмила обратилась в театр, потом в милицию. Начались поиски. Одновременно киевские сыщики пытались установить личность найденной в Днепре женщины и ее убийцы. И до поры до времени следствие в двух городах не пересекалось.
В ходе поисков Людмилы Котляр были выдвинуты четыре версии. Возможная ссора в семье и уход Людмилы из дома. Суицид. Несчастный случай или преступление в отношении Людмилы. И причастность к событию ее мужа Бориса.
Проверяя первые три версии, оперативники прошли все окрестные к дому семьи территории, заглянули в каждую подворотню, подвал, чердак, и каждый мусорный бак.
Проверили больницы и морги, почтамты, телефонные стадии, вокзалы и порты на случай не брала ли женщина куда-либо билет. Никаких следов Людмилы обнаружить не удалось.
Саму женщину ее родственники и знакомые характеризовали как здорового и положительного человека. В общем, методом отсева первые три версии своего подтверждения не получили. Оставался четвертый вариант.
Подозреваемый - муж
Его до поры до времени не трогали. Все-таки артист. Но когда изучили его личность, сильно удивились. У него за плечами был срок за мошенничество. И до брака с Людмилой он уже трижды был женат. Причем, каждый раз именно жены выставляли его вон.
По характеру Борис был домашним тираном. Любил подчинять себе близких людей, мог поднять руку. Были ссоры и в его нынешней семье. Однажды Людмила даже с ребенком ушла от мужа и, какое-то время жила у матери. Но позднее супруги примирились.
В то время, пока оперативники искали Людмилу, сам Борис находился с ансамблем на гастролях в Риге. Пока было не понятно, как подступиться к нему. Но однажды сыщикам стал известен любопытный факт.
В тот момент, когда Людмила с ребенком и матерью была на даче, Борис находился в Ленинграде, и привел в дом некую женщину по имени Галина.
Но когда он открыл дверь в квартиру, ему навстречу в прихожую вышла жена. Она как раз приехала за вещами для дочки. Несостоявшаяся любовница осталась за дверью, а между супругами состоялся грандиозный скандал.
Эту Галину сыщики нашли и она дала показания о том, что слышала шум и крики из квартиры, пока еще находилась на лестничной площадке.
В общем, при содействии Особого отдела КГБ, Бориса Котляра вызвали в Ленинград. А пока по-тихому провели в его квартире обыск. Причем, сыщики пригласили помочь им в этом мать Бориса. И она по ходу дела невольно укажет на деталь, которая позже станет очень важной.
Женщина пояснила, что иногда приезжала убираться в квартире. 17 июня она тоже прибыла сюда с целью сделать уборку. Но увидела тщательно помытые полы, а еще не нашла половых тряпок и части коврика возле ванны.
Первый допрос прибывшего в город Бориса Котляра ничего не дал. Даже об исчезновении жены он якобы узнал уже находясь на гастролях в Риге.
Правда, Борису ничего не было известно о том, что сыщики уже нашли и Галину, и уже знают, что между супругами была ссора, после которой Людмилу больше никто не видел. В общем, теперь супруг стал главным подозреваемым в убийстве своей жены.
На чистую воду
Прокуратура завела уголовное дело, чтобы это дало возможность провести необходимые следственные действия и процессуально оформить собранные материалы.
В квартире Котляр провели теперь не осмотр, а дотошный обыск. И нашли очень важную вещь - майку Бориса Котляра со следами крови. Ее еще нужно было проверять экспертам, но повод задержать артиста на трое суток у правоохранителей был.
Правда, сам Борис помогать следствию не собирался. На допросах он по-прежнему стоял на своей версии. Ничего не видел, ничего противоправного не совершал. При этом следователи не спешили ему говорить о том, что у них есть свидетельница, которая слышала семейный скандал. Ведь Борис мог запросто назвать ее показания обманом, местью, да чем угодно.
Между тем, трое суток заканчивались, и тогда сыщики решились на некий психологический ход. Вызвали ту самую Галину на допрос, и когда она сидела в коридоре в ожидании следователя, провели мимо нее под конвоем Бориса Котляра.
По рассказам очевидцев, потрясение Бориса было настолько большим, что конвойным пришлось его подхватить, чтобы он не упал на пол. И теперь следователям не составило труда «расколоть» ошарашенного Бориса на признание в преступлении.
Приятная ночь для убийства
Отношения между супругами были давно накалены. И когда в ту ночь Борис привел домой женщину, предвкушая бурное любовное свидание, а дома оказалась жена, его нервы не выдержали. Особенно когда супруга устроила ему сцену ревности.
В какой-то момент его переклинило и он в ярости ее задушил. И уж потом начал думать, что делать с телом. И придумал настоящий ужастик, после чего засунул все, что осталось от супруги, в чемодан. А утром сел в самолет, летевший в Киев, взяв билет на вымышленную фамилию. Да, предварительно убийца тщательно помыл в квартире полы.
В Киеве Борис на такси доехал до пассажирского причала, откуда отправляются теплоходы местных рейсов по Днепру. На теплоходе он выбрал укромное, скрытое от команды и немногочисленных пассажиров место на корме и по ходу движения выбросил части трупа в воду.
В Ленинград Котляр тоже прилетел под чужим именем, а уже на следующий день отбыл на гастроли в Ригу. Все это подозреваемый рассказал следствию, когда понял, что раскрыт.
За такое преступление артисту светило пятнадцать лет лишения свободы. Однако, судебно-медицинская экспертиза показала, что в момент совершения убийства Борис находился в состоянии аффекта. Поэтому получил Котляр всего восемь лет, и таким приговором многие остались недовольны. Но уже ничего нельзя было изменить.