Планы Минтранса за полтора года в полном объеме внедрить режим «открытого неба» в Сочи провалились. Возможностью неограниченных полетов в город в основном воспользовались авиакомпании из Турции и Ирана, а в целом с осени 2014 года аэропорт Сочи обслужил в этом режиме всего 80 тысяч пассажиров.
Российские авиационные власти рассчитывали на более значимые результаты «открытого неба» в Сочи, где режим действует без ограничений. Сначала Минтранс проинформировал о новых возможностях 19 стран, в том числе Великобританию, Германию, Грецию, США, Францию, Австрию. Но в пресс-службе Минтранса с сожалением отметили, что министерство вынуждено констатировать «значительное отклонение» от ранее заявленного оператором бизнес-плана по привлечению иностранных авиакомпаний, сообщает «Коммерсант».
Согласно первоначальным прогнозам, режим открытого неба должен был увеличить количество иностранных туристов в Сочи на 30%, а выручку аэропорта планировалось повысить на 200 млн рублей в год. Выручка в 2014 году, когда в Сочи проводились Олимпийские игры, увеличилась на 21,5% 3,1 млрд руб. Результаты за 2015 года пока не раскрываются. По данным ФСБ, за девять месяцев 2015 года Сочи посетили 700 тыс. иностранных туристов (порядка 10% в общем турпотоке), что сопоставимо с показателем 2014 года.
Впрочем, несмотря на низкий результат, «в интересах развития въездного туризма» Минтранс продлит работу режима в Сочи. В «Базэл Аэро» «Коммерсанту» сообщили, что переговоры об открытии рейсов в летнем расписании 2016 года ведутся с авиакомпаниями Казахстана, Азербайджана и Грузии. Переговоры с китайскими перевозчиками об открытии направлений Урумчи-Сочи-Прага, Урумчи-Сочи-Берлин уже завершаются.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что увеличить пассажиропоток помогло бы внедрение 72 часового безвизового режима для иностранцев, но этот вопрос так и не был решен.
Режим «открытого неба» в аэропорту Сочи был введен в октябре 2014 года на временной основе для дополнительного притока иностранцев. Он позволяет иностранным авиакомпаниям летать вне зависимости от условий двусторонних соглашений об авиасообщении с Россией, выполнять рейсы по «пятой свободе воздуха».