Представить биатлон без допинговых скандалов уже невозможно. В применении запрещенных препаратов уличают не только спортсменов высокого класса, но и середнячков. Обвиненный в применении допинга биатлонист Дмитрий Ярошенко рассказал Infox.ru, как скандалы влияют на популярность этого вида спорта.
Дело Тимофеевой
В марте на одном из этапов Кубка России допинг-проба биатлонистки сборной Москвы Вероники Тимофеевой дала положительный результат на рекомбинантный эритропоэтин. Шумихи вокруг этого дела не было, так как спортсменка не слишком известна широкой общественности, да и соревнования были не такие уж крупные. А главное -- сор из российской биатлонной избы не вынесли: сами нашли допинг, сами наказали.
Но, тем не менее, дело Тимофеевой показательно в нескольких смыслах. Во-первых, спортсменка сама созналась в употреблении эритропоэтина.
«Решение принять запрещенный препарат являлось инициативой самой спортсменки, так как врача у нее нет, -- рассказывал Infox.ru в марте Николай Лопухов, тренер экспериментальной сборной Москвы по биатлону «Сочи-2014». -- В своем объяснении этого поступка, которое Тимофеева давала мне и другим, она сослалась на свое желание испытать судьбу, рок на прочность. Ситуация нелепая. Человек просто-напросто решил добиться результатов не за счет тренировок, тактики и педагогики, а за счет запрещенных препаратов».
Во-вторых, дело Тимофеевой показало, что новейший запрещенный препарат -- рекомбинантный эритропоэтин каким-то образом оказывается доступен не только спортсмену ультра-класса, но и обычному середнячку.
За последние годы в биатлоне разыгрывается один допинговый скандал за другим. У обывателя на фоне всего этого может создаться впечатление, что без запрещенных препаратов биатлонисты уже не обходятся.
«Это один из мифов о биатлоне, что на соревнованиях допинг продают в лотках оптом и в розницу. На самом деле мне очень сложно ответить на этот вопрос. Я не знаю, где люди берут этот допинг. Но на турнирах уж точно никто не ходит и не предлагает купить запрещенные препараты», -- сказал Infox.ru биатлонист сборной России Дмитрий Ярошенко.
«Если вы думаете, что допинг в России -- целая наука с центрами и институтами, то это вряд ли, -- добавил спортсмен. -- Скорее всего, это какие-то кустарные методы тренеров, нечистых на руку, которые экспериментируют, чаще всего, над молодыми атлетами. С этим надо бороться. Если они начинают химичить с молодыми спортсменами, у которых еще вся жизнь впереди, то это катастрофа для всего российского спорта».
IBU выгодны допинговые скандалы
В 90-е годы Международный союз конькобежцев (ISU) всерьез озаботился падающими рейтингами фигурного катания. Тогда функционеры не придумали ничего лучше, чем раздувать вокруг соревнований скандалы. Фигуристы неожиданно начали ломать друг другу коньки, избивать своих соперниц с помощью мужей и даже попадаться на допинге, как, например, произошло с россиянкой Еленой Бережной. Все это тут же становилось достоянием общественности. И рейтинги турниров по фигурному катанию поползли вверх.
Видимо, методы ISU решил перенять и Международный союз биатлонистов (IBU). Вот только уж как-то совсем однобоко, без фантазии. Скандалы вокруг биатлона в большинстве своем допинговые: никто не ломает лыжи, не подставляет палки и не подкупает сервисменов. Однако интерес к биатлону все-таки растет прямо пропорционально количеству допинговых скандалов.
«Нет худа без добра. Эти скандалы действительно прибавили биатлону популярности. В нашей стране людей, переживающих за биатлон, уж точно стало больше. А биатлон, он ведь как эпидемия: если люди начинают болеть этим спортом, то это надолго», -- рассказал Ярошенко.