Долгие годы Федерация тенниса России вынуждена работать, имея бюджет в разы меньший необходимого. Президент ФТР Шамиль Тарпищев рассказал Infox.ru, вопреки чему российские теннисисты занимают первые строки мирового рейтинга.
В мае прошлого года глава федерации отказался подписывать комплексно-целевую программу подготовки к летним Олимпийским играм в Лондоне 2012 года. Минспорттуризма России выделил на расходы федерации всего $1,1 млн при том, что в реальности требовалось свыше $5 млн. Документ Шамиль Тарпищев подписывать отказался и не подписал и по сей день.
«Я давно говорил, что в год на теннис надо порядка $40 млн. Что касается подготовки к летней Олимпиаде, в то время нужно было чуть больше $5 млн. Сумма включала оплату сборов на месте проведения соревнований и все время пребывания в Лондоне», - рассказал глава федерации. «Установленные нормативы министерства финансов не соответствуют современным реалиям. Для тенниса – тем более», - подчеркнул Тарпищев.
В качестве примера он привел ситуацию с проживанием теннисистов, участвующих в турнирах «Большого шлема». «Участники должны жить в официальном отеле, который обеспечивается транспортом до места проведения соревнований. Таких отелей организатор представляет два или три. А нормы Минфина по оплате проживания спортсменов в несколько раз меньше требуемой суммы. Значит, разницу должна федерация доплачивать? И так везде», - рассказал Тарпищев.
Казусы, волокита и головная боль
Из-за недостаточного финансирования возникают и другие многочисленные проблемы. «Мы можем проводить сборы только на таком уровне, какой себе обеспечим сами», - заявил глава ФТР. «Сами привозим с базы теннисные мячи на сборы, потому что для двухнедельных сборов десяти спортсменов нужно порядка пятисот теннисных мячей. Их мы должны оплачивать самостоятельно. И таких казусных моментов много», - сказал он.
Возникают сложности и с проездом до мест проведения соревнований. «Соревнования проводятся еженедельно, и маршрут все время меняется. А при нашей бюрократической машине поменять маршрут, значит опоздать на турнир», - подчеркнул он. Всему виной волокита с оформлением документов, подтверждающих необходимость внесения корректив.
Впрочем, любые потребности, не укладывающиеся в нормативные требования, ФТР приходится оплачивать из внебюджетных источников. А поскольку таких потребностей слишком много, денежные вопросы превратились в постоянную головную боль. «Нам приходится постоянно искать, где подешевле», - подчеркнул глава федерации.
Над чем смеется Шамиль Тарпищев
Еще в мае этого года на президентском совете по развитию физкультуры и спорта в Казани Тарпищев просил рассмотреть проблемы тенниса отдельно от других видов спорта. «Не потому, что мы какие-то уникальные. А потому, что это реалии времени. Мы не можем больше жить по старым нормативным требованиям. Сумма затрат на одного спортсмена в день гораздо больше, чем та, что утверждена нормой», - добавил глава ФТР.
К примеру, бюджет Федерации тенниса Америки составляет $225 млн. Во Франции немногим меньше – около $210 млн. В Казахстане и Канаде – по $45 млн. «Даже Индия имеет программу развития тенниса стоимостью больше $1 млрд. А мы все время должны выигрывать, имея всего $6-7 млн. Это же просто смешно», - резюмировал Тарпищев.
Все из-за тех же проблем с финансированием в российском теннисе возникла проблема с подготовкой спортивных резервов. «Подготовка не финансируется в должном объеме. Теннисист не может играть семь турниров вместо положенных ему 18-ти, и стоять высоко в лиге», - пояснил глава федерации. «Нам же денег никто не дает, потому у нас такая проблема с ближайшим резервом у мужчин. Среди девочек игроков гораздо больше, а мужчин не хватает. И никто в этом плане не хочет нам помогать», - отметил он.
«Наши требования - не прихоть»
Между тем, в мире теннис считается вторым по популярности видом спорта после футбола. «А внимания в России к нему нет», - говорит Тарпищев. «Причем, ни разу никто не сказал, что мы не правы. Все соглашаются, но результата нет. Хотя наши требования – это не прихоть, а требование времени», - подчеркнул он.
Еще одна насущная проблема отечественного тенниса – отсутствие системы академий. «У нас есть колоссальная методика, которую мы держим в кармане у сборной, но не можем дать на местах, потому что все теннисные базы коммерциализированы», - сказал глава федерации. По его словам, обычному ребенку из небогатой семьи сегодня тренироваться негде.
Хотя, что говорить о подготовке резервов, когда нормальных условий для тренировок нет даже у профессиональных теннисистов. «В реальности в Москве мы не имеем ни одного полноценного центра для того, чтобы в день можно было провести три тренировки. Тренажерный центр в одном конце Москвы, бассейн в другом, теннисные корты в третьем и так далее. И, несмотря на это мы уже десятилетие первые в мире», - подчеркнул Шамиль Тарпищев.
«Делаем все, что от нас зависит»
До сих пор не достроен и крупный теннисный комплекс в Москве, расположенный между «Войковской» и «Речным вокзалом». Самостоятельно завершить строительство федерация не может. «С финансированием стройки никто не помогает. Но, поверьте, мы делаем все, что от нас зависит», - отметил он.
«Не могу сказать, что нам не помогают вовсе. Помогают. Но эти средства неадекватны», - уточнил президент федерации. «Значит, будем жить по правилу, знакомому еще с советских времен: много денег – много чемпионов, мало денег – один чемпион», сказал он. «Будем работать с узким контингентом, будет один лидер. Были бы те средства, о которых я говорю, были бы постоянные результаты. А у нас, к сожалению, ресурсы ограничены», - резюмировал Тарпищев.