Всемирное антидопинговое агентство (WADA) с января 2009 года ужесточило правила контроля над теннисистами. Главное условие заключается в следующем: с января текущего года теннисисты ежеквартально заполняют форму, где в какой день будут находиться. Если планы изменились, спортсмены должны незамедлительно сообщить о своем местонахождении WADA.
Наказание за нарушение условий WADA сродни заключению. Если за 18-месячный срок теннисист всего лишь трижды окажется не там, где обещал, или не сообщит о своем незапланированном передвижении, его дисквалифицируют на два года.
Генеральный директор WADA Давид Хоумэн в интервью « Би-би-си» прокомментировал эту ситуацию кратко: «Некоторые будут за, другие против. Но вы должны вернуться к основному вопросу: вы хотите обманов или нет?»
Контроль распространяется прежде всего на всех звезд -- на Top-50 одиночного рейтинга WTA и ATP-туров и на игроков из Top-10 парного разряда. Противиться ему сама Международная федерация тенниса (ITF) не может, ведь она придерживается антидопингового кодекса WADA.
Звезды под контролем
Недовольных спортсменов с каждым днем все больше и больше. «Следить за спортсменами таким образом несправедливо! Нас вынуждают быть какими-то преступниками! Даже моя мама не знает, где я нахожусь каждый день. Ведь это большой спорт, у нас масса соревнований и предугадать, где в какой день я буду, очень сложно. Естественно, что я хочу, чтобы теннис был в олимпийской программе. И я за честный спорт. Но методы бывают разными», -- заявил Рафаэль Надаль в интервью «Би-би-си».
Некоторые теннисисты даже вспомнили, что это требование не соответствует Европейской конвенции по правам человека.
Волну возмущений усилил британец Энди Мюррей. После поражения на Australian Open у него в первый раз взяли анализы, и теннисист отправился к себе в Британию. В интервью сайту журнала tennis.com Мюррей рассказал, что было дальше: «Когда я приехал из Австралии домой, ребята из этой службы явились ко мне в семь утра. Я проснулся и еще не понимал, где нахожусь. Ко всему прочему, я ведь еще и уставший от долгого перелета. Человек из антидопинговой службы попросил у меня документы, а потом настоял, чтобы наблюдать за тем, как я буду сдавать анализ со спущенными, простите, трусами».
Отношения четвертой ракетки мира с антидопинговой комиссией продолжились очень скоро: «Меня проверили в третий раз за последние 16 дней. Выходит, у нас в году десять с половиной месяцев тенниса, а проверяют 25 раз. Не понимаю, зачем это делается во время турниров, где нас и так проверяют?! И почему все эти правила относятся только к первым 50? А как насчет 51-го номера?» -- возмущался Мюррей.
В интервью «Би-би-си» Надаль заявил, что хочет присоединиться к группе из нескольких десятков футболистов, велосипедистов и волейболистов, которые собираются бороться с этими правилами в Европейском суде.
Тем временем скоро должны последовать первые санкции: Майк Брайн, который много раз выигрывал «Большой шлем» в парном разряде, за полтора месяца дважды не сообщил WADA, где находится. Еще одна такая ошибка -- и на два года Брайну о теннисе придется забыть.
Причины, по которым теннисисты могут не сообщать WADA свое местонахождение, могут быть самые разные. Тот же Майк Брайн, например, один день провел на дороге – проколол колесо, а в другой раз измотался на тренировке и крепко уснул.
Интересно, что вечный соперник Надаля Роджер Федерер и в этом случае оказался по другую сторону баррикад. Он поддержал действия антидопинговой организации: «Да, это не простая система и она многое меняет, но ее можно освоить. Ведь нас могут потревожить только час в сутки, и это стоит того, чтобы спорт был чистым», -- заявил швейцарец.С Федерером солидарен и Шамиль Тарпищев, который считает, что это приемлемо да и теннисисту не нужно даже никуда ездить.
История с принуждением спортсменов сообщать о каждом своем передвижении только начинается. Прошло чуть больше месяца, и пока не всех спортсменов коснулось неудобство нововведения антидопинговой организации. Те же, кто дело с агентами WADA уже имел, крайне возмущены.