За прошедшие семь дней стало известно сразу о двух глобальных изменениях в российской спортивной политике. Федерации отныне должны возглавлять профессионалы, а медики сборных теперь вышли из-под контроля Министерства спорта. Эти решения из разряда тех, отменить которые невозможно, так как авторами постановлений являются Дмитрий Медведев и Владимир Путин.
Министрам дали месяц
11 российских чиновников под угрозой увольнения. Именно такое количество государственных служащих сейчас возглавляет различные спортивные федерации. В течение месяца они должны прекратить подобного рода трудовую деятельность.
Спортивные федерации должны возглавлять профессионалы, которые могли бы находиться на местах 24 часа в сутки, высказал резкое суждение президент Дмитрий Медведев.
«В течение месяца надо все это привести в соответствии с правилами, хватит штаны просиживать и в заграничные командировки ездить, это касается всех присутствующих, включая министров, в том числе профильных», -- заявил глава государства на форуме в Казани.
Самая интересная ситуация сложилась как минимум с двумя спортивными и одновременно политическими чиновниками.
Что будет с Виталием Мутко – министром спорта и по совместительству президентом Российского футбольного союза – до сих пор не ясно. Придется или нет функционеру распрощаться с одним из своих постов, пока сказать никто не может. Однако журналисты уже ищут кандидатов, готовых сменить Виталия Леонтьевича на посту главы РФС.
Еще одна занимательная ситуация сложилась во Всероссийской федерации волейбола (ВФВ). Ее уже много лет возглавляет один из близких соратников Владимира Путина – секретарь Совета безопасности и бывший глава ФСБ Николай Патрушев. Интересно посмотреть, кто же все-таки займет место главного волейболиста страны.
«Если президент говорит, значит, президент прав»
Есть мнение президента, а вот несогласных с позицией Медведева и готовых открыто это выразить пока нет.
«У правительства нет иной возможности, кроме как поддерживать это решение. А если по существу -- то решение абсолютно правильное, на мой взгляд. У федерации многогранные задачи, и исполнительные органы должны возглавлять освобожденные люди, не обремененные обязанностями, которые есть у государственных чиновников. И, как верно заметил президент, крупные чиновники должны возглавлять наблюдательные советы. Это законодательные органы федераций, и они должны оказывать всяческое содействие тому или иному виду спорта и контролировать деятельность исполнительных органов. Правительство поддерживает такое решение президента РФ», -- высказался по этому вопросу Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства Российской Федерации.
«Эту проблему можно рассматривать по-разному, но если говорит президент, значит, президент прав, -- полагает Шамиль Тарпищев, главное лицо в российском теннисе. -- Поставлена задача входить в состав международных федераций по видам спорта. А кому легче всего войти в федерацию – конечно, президенту национальной федерации. А государственные чиновники туда по определению не могут идти, потому что у них просто нет времени».
Шамиль Анвярович о новом веянии может говорить, абсолютно не переживая за свой пост. Федерация тенниса России – одна из немногих, которую как раз и возглавляют профессионалы. «В совете директоров Международной федерации тенниса 25 лет не было российского представителя, теперь он появился. В различные международные комитеты еще вошло восемь наших человек. Так что мы сейчас реально заняли хорошие позиции в Международной федерации тенниса», -- считает Тарпищев.
«Многим членам федераций не достучаться до президента-министра в силу их занятости. А если профессионал работает президентом, то он работает круглосуточно. Я, например, не меньше летчика налетал в этом году по многим странам и тем более по России. Благодаря этому построены прекрасные центры в Саранске, Казани, Пензе и многих других регионах», -- продолжает Шамиль Анвярович.
«Единственный плюс: когда министр стоит во главе федерации, финансовые проблемы легче решать. Но все равно в этом решении президента больше плюсов, чем минусов», -- делится мнением Тарпищев.
«Биатлонисты и легкоатлеты полегли из-за ошибок врачей»
Еще одно спортивное новшество пришло от премьер-министра РФ. Владимир Путин подписал постановление, по которому Минспорту больше не подвластны медики сборных. Всем медицинским обеспечением отныне будут заниматься Минздрав и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА).
Это решение в отличие от предыдущего уже нашло достаточное количество как сторонников, так и противников. Стоило ли идти на столь серьезное реформирование за несколько месяцев до Олимпиады в Ванкувере, и как именно будет проходить реорганизация медперсонала, пока не понятно.
То, что проблема с медицинским обеспечением сборных стояла очень остро, известно было уже давно. Например, Виталий Мутко неоднократно заявлял, что врачи, работающие с главными командами страны, не имеют соответствующих лицензий. Теперь, по крайней мере, эта проблема будет решена.
«Все врачи сборных команд будут закреплены в Центре лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА России с единым организационно-методическим руководством. С момента перехода в систему ФМБА России спортивные врачи будут проходить аттестацию, повышение квалификации, присвоение категорий в едином порядке, будет исчисляться медицинский стаж для расчета пенсий», -- сообщает официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития.
«Наверное, это еще и связано с допинговыми скандалами, которые возникают и из-за отсутствия медицинской монополии. Ведь спортсмен не думает, когда ему дают таблетку. А именно атлет страдает больше всего, потому что он привык работать и доверять. На этом у нас полегли легкоатлеты, биатлонисты. Я не считаю, что спортсмены виноваты. Единицы спортсменов обдуманно идут на применение допинга, в основном, это ошибки врачей», -- считает президент Федерации тенниса России.
«То, что нужна монополизация видов спорта в медицинском обеспечении, это точно. Почему? Потому что если спортсмен приезжает на сборы или турниры с личным врачом, а есть еще и врач сборной, неминуемо возникает конфликт. Монополия должна быть у врача сборной. Например, в теннисе личных врачей на турнирах нет», -- резюмировал Тарпищев.