Отзыв лицензий у 35 агентов - первый заметный шаг нового руководства Российского футбольного союза (РФС) по приведению посреднического бизнеса в соответствие с законами. Однако несовершенство этих законов способно обернуть все инициативы сторонников конструктивных перемен против них. Корреспондент Infox.ru выяснил, что таким решением является как раз отзыв лицензий у агентов.
Страховой случай
Хотели как лучше, а получится, скорее всего, как всегда. Принятое комиссией РФС по деятельности агентов футболистов решение отозвать лицензии у 35 агентов, официально работающих на посредническом рынке, может только усложнить и без того запутанную ситуацию в этой сфере.
Никаких предпосылок к этому при первом взгляде на принятое решение возникнуть не должно. Комиссия провела проверку, по итогам которой было выявлено, что 35 агентов неоднократно нарушали действие подпункта «б» п. 3 ст. 11 регламента РФС по агентской деятельности. А именно нарушили сроки предоставления в комиссию копии страхового полиса. Это вкупе с еще одним нарушением -- сроком подачи налоговой декларации -- позволило комиссии оставить агентов без лицензии.
В числе тех, кто попал в «список 35», оказался и Сергей Панов, ставший известным широкому кругу людей после скандала вокруг матча «Химки»--«Волгарь-Газпром», перед началом которого агент якобы пытался войти в сговор с вратарем подмосковной команды Романом Березовским. Панов и разъяснил Infox.ru причину, которая позволила РФС отнять у него и еще 34 его коллег лицензию.
«Для начала я хочу сказать, что намерен выяснить все обстоятельства этого дела при личной встрече с Сергеем Чебаном (глава комиссии по деятельности агентов футболистов. -- Infox.ru). Что до страховки, то ее должен иметь каждый агент, а ее стоимость составляет 45 тыс. или 47 тыс. руб.», -- сказал Панов.
«У меня закончилось действие страхового полиса, а из-за нехватки времени я просто не успел оформить новый. Однако я готов его оплатить в любой момент. Сейчас же получилась довольно некрасивая ситуация, ведь меня даже никто не посвятил в курс дела и не предупредил о готовящихся санкциях. Единственное, со мной один раз связался представитель страховой компании. И все. Огорчает и то, что два предыдущих года страховой полис у меня имелся. Что же касается налоговых деклараций, то я их сдавал вовремя», -- добавил агент.
Чистый лист
Цель страхового полиса разъясняется в регламенте РФС по агентской деятельности. В нем говорится, что страховка возмещает вред, причиненный «в процессе деятельности агента футболистам, футбольным клубам и/или другим агентам. Страховой полис должен быть составлен таким образом, чтобы покрыть все возможные риски, связанные с деятельностью агента».
Наличие страхового полиса, как и налоговых деклараций, безусловно, важное требование к агентам, если РФС хочет строить с ними цивилизованные отношения. Однако необходимо ли было использовать эти требования в качестве карательного оружия сейчас, вопрос спорный. РФС решил начать сотрудничество с футбольными агентами с чистого листа, однако в стремлении написать безупречную историю новых отношений, быть может, руководители и перегнули палку, слишком скрупулезно соблюдя все пункты регламента.
«Мы по-прежнему открыты для диалога и готовы выслушать всех нарушителей, прежде всего тех, с кем контакты по каким-то причинам были просто утеряны, -- рассказал «Спорт-Экспрессу» Сергей Чебан. -- Мы ведь не карательный орган, мы хотим выстроить нормальное сотрудничество, которое подразумевает в том числе четкое исполнение действующих регламентов».
В полку «жучков» прибавление
Вот только добиться озвученной цели в нынешних условиях не так просто. После отзыва лицензий РФС получил 35 обиженных агентов. А это 35 юридически подкованных людей, в ведении которых не одна сотня футболистов и огромные возможности и большие связи на посредническом рынке. Даже при отсутствии лицензии.
«Допустим, у меня есть юридическое образование. Я могу обзавестись юридическим лицом и работать с теми же футболистами. Только я буду не индивидуальный предприниматель, а перейду в юридическую плоскость. В итоге никаких требований со стороны РФС ко мне вообще быть не может», -- привел в качестве примера возможный путь агентов Панов.
Но даже без официального статуса опытные агенты могут беспрепятственно работать на рынке. И это проблема не только российского футбола. «Только 25% сделок проводится лицами, которые имеют соответствующую лицензию», -- заявлял ранее генеральный секретарь ФИФА Джером Вальке.
И большинство таких агентов, которых именуют «жучками», работают, нарушая правила корпоративной этики. Лишенные лицензии агенты теперь спокойно могут пополнить число таких «жучков». Им никто не мешает, к примеру, вести свои переговоры с клубом через посредника, который, в свою очередь, находится в правовых рамках. И при этом никакой потери в деньгах агент не несет. Один получает деньги от игрока, второй -- от клуба. Устранением проблемы двойного представительства -- наиболее острой в агентском бизнесе -- пока еще никто всерьез не занимался. Во всяком случае никаких решений, направленных на избавление от подобной практики, не было.
Руководители клубов умывают руки
Как не было и громких дел в отношении проворовавшихся клубных руководителей. Складывается впечатление, что на данном этапе РФС смотрит на проблему однобоко, не учитывая меркантильных интересов клубов при заключении трансферных соглашений. Не так давно президент Профессиональной футбольной лиги Николай Толстых пристыдил агентов, обратив внимание на то, что их годовой доход приближается к 2 млрд руб. Но, с другой стороны, не понятна суть претензий к агентам, если клубы собственноручно отдают эти деньги. Более того, есть руководители, которые с помощью агентов довольно ловко «осваивают» клубные бюджеты, которые построены на принципе «трать, сколько даю, а то потом дам меньше».
Самое интересное, что в структуре РФС не могут не знать о подобных махинациях. Однако на деле есть чуть более 40 правонарушений по фактам поздно поданных копий страховых свидетельств и налоговых деклараций, 35 из которых оказались настолько серьезными, что позволили на треть сократить число лицензированных в России футбольных агентов. С лицензиями на рынке футбольных посредников осталось 79 человек.