Сильнейший женский баскетбольный клуб Европы по решению суда больше не имеет права именоваться «Спартаком». Истцом в этом деле выступило одноименное Международное физкультурно-спортивное общество, которое запретило клубу использовать название «Спартак» и эмблему. Клуб из Видного уже достиг договоренности с другими клубами-тезками, что после Нового года они начнут борьбу с МФСО за право лишить общество эксклюзивных прав на пользование словом «Спартак». До тех пор подмосковная команда будет именоваться «Спарта&K».
«Спартак» больше не «Спартак»
В это воскресенье в подмосковном городе Видное состоялся баскетбольный матч с участием основных претендентов на золотые медали национального первенства – местного «Спартака» и екатеринбургского УГМК. Однако каково было удивление собравшихся в зале поклонников баскетбола, когда вместо «Спартака» на паркет была приглашена команда под названием «Видное».
«Все произошло за мгновение до начала матча, – рассказала Infox.ru юрист Светлана Климова, которая представляет интересы подмосковного клуба. – Мы даже не успели заклеить надписи на майках. Нам пригрозили, что, если наша команда выйдет на игру под названием «Спартак», силами милиции или судебных приставов, но игра будет сорвана».
«Мы не стали идти на принцип и не прибегли к помощи федерации, которая в этом случае могла быть выставлена в не лучшем свете. И девочки пошли играть под названием «Видное», хотя для нас это было большим позором. Даже не могу поверить, что можно было так поступать с командой, которая прославляет страну и популяризирует этот вид спорта», – добавила она.
«Дело в том, что женская баскетбольная команда «Спартак» (Видное) никогда не имела отношения к обществу «Спартак», – объяснил Infox.ru руководитель коммерческого отдела Нил Тищенко. – Клуб самовольно присвоил себе и имя, и символику. Мы долгое время писали им письма с предложением вступить в наше общество, но никакого ответа так и не последовало».
«В итоге нам пришлось идти в суд. Дело длилось полтора года и, если я не ошибаюсь, 7 октября суд утвердил решение двух предыдущих инстанций (Московского арбитражного и 10-го апелляционного суда. – Infox.ru), которые ранее уже обязали баскетбольный клуб выплатить компенсацию и отказаться от имени и эмблемы», – дополнил он.
Полмиллиона – это не много
Яблоком раздора, как это обычно и бывает, стали деньги. А точнее отчисления, которые должна совершать любая организация, использующая бренды, принадлежащие МФСО.
«За предыдущие четыре года использования имени клуб задолжал нам два миллиона рублей. Соответственно, каждый год им бы обходился в полмиллиона рублей. А это ежемесячная заработная плата нескольких сотрудников аппарата», – настаивает на незначительности требуемой суммы Тищенко. При этом он признает, что, несмотря на многочисленные решения суда в пользу МФСО, провинившиеся организации не спешат выполнять свои обязательства. Виной всему несовершенство законодательства.
«Толком с этим никто не сталкивался. Судебные приставы написали, что ничего не могут с этим поделать. Никаких рычагов давления на нарушителей у них нет. Получается парадокс», – рассказал он.
Однако в клубе из Видного к решениям суда относятся с уважением и не собираются оставлять их без внимания. А вот что касается рычагов давления, то, по словам Климовой, руководители МФСО лукавят, когда говорят о том, что они не имеют возможности добиться справедливости. Постоянные угрозы, которые шли в их адрес, – это ли не доказательство силового решения проблемы.
«Никто решение суда игнорировать права не имеет. В решении говорится о том, что ЖБК «Спартак» запрещено пользоваться товарными знаками, на которые имеются лицензии у Международного общественного объединения. У них есть лицензии на ромб, букву «С» и слово «Спартак». До тех пор, пока у нас нет другого решения по этому вопросу, мы не можем пользоваться этими товарными знаками», – рассказала юрист.
«Если мы не будем его соблюдать, то генеральный директор клуба попадает под действие уголовного кодекса как лицо, которое злостно не исполняет решение суда. Так что, если мы будем продолжать использовать товарный знак и не платить им по 100 тысяч долларов ежегодно (два миллиона рублей за название и 700 тысяч – за ромб), гендиректора ждет уголовное преследование», – добавила она.
Спартанцы и Калманович
Самое интересное, что о принятом 7 октябре судебном решении в МФСО вспомнили только после смерти главного спонсора и президента «Спартака» Шабтая Калмановича. И именно этот факт вызывает наибольшее возмущение руководства клуба.
«Здесь даже вопрос не в деньгах, а в отношении людей. Второго числа погибает Шабтай, а уже на следующий день нам звонят и говорят: «Приезжайте на встречу и платите нам деньги, а иначе у вас будут проблемы». То есть, пока Шабтай был жив, никто претензий нам не предъявлял, а как только его не стало, начались проблемы. Пошли бесконечные письма, нам угрожали отлучением от игр», – поведала Климова.
«Мы оплатили нанесенный моральный вред, который равняется шестистам тысячам рублей. И в настоящий момент мы временно были вынуждены переименовать клуб. Временно он будет носить имя «Спарта&K». Это будет расшифровываться как спартанцы и Калманович», – добавила она.
«Спартак» вновь борется за свободу
Вся эта ситуация заставила сотрудников «Спарта&K» перейти в контрнаступление. «У нас подготовлены жалобы в высший арбитражный суд на три предыдущих судебных решения. Кроме того, сразу после новогодних праздников наш и несколько других клубов, носящих имя «Спартак», подадут в суд иск с требованием признать лицензию на право обладать словом «Спартак» недействительной. В силу того, что это историческое имя и имя нарицательное», – рассказала Климова.
«Это было не просто, поскольку нам надо было практически упрашивать руководителей других «Спартаков» присоединиться к нам. И предварительная договоренность с ними у нас имеется. Потому что последнее пожелание Калмановича мне как адвокату было добиться отмены этой лицензии», – пояснила юрист, которую поражают принципы работы МФСО.
«У нас в стране порядка трехсот клубов с названием «Спартак». Но претензии предъявляются только тем, кто имеет хорошее финансирование, кто заработал себе имя и регулярно появляется в новостях. К менее известным «Спартакам» претензии не предъявляются. К примеру, к «Спартаку» (Красногорск)», – обращает она внимание на эту проблему.
Деньги детей, ветеранов и аппарата
Остается только узнать, куда идут деньги, которые поступали в МФСО. «Клубов, которые делают отчисления, не так много. В этом году многие просрочили платежи, и мы идем им на уступки, тем более что год получился непростым. Часть поступлений идет на содержание аппарата, который насчитывает человек 15-20. Другая часть идет на всякого рода призы и подарки детям и ветеранам, а также проведение физкультурно-массовых соревнований. На более глобальные мероприятия у нас денег не хватает», – заявил Тищенко, который также сообщил, что вскоре судьбу подмосковного «Спартака» может повторить мужской баскетбольный клуб из Санкт-Петербурга.
Уже совсем скоро МФСО планирует возбудить соответствующее дело. «С петербургским «Спартаком» схожая ситуация с клубом из Видного. Не одна из этих организаций не может быть правопреемником советских клубов, поскольку законы рушились, а на их месте создавались новые», – пояснил руководитель коммерческого отдела.