Руководство Федерального космического агентства РФ (Роскосмоса) и Европейского космического агентства (ЕКА) достигли в пятницу, 6 апреля, договоренности об осуществлении совместного масштабного проекта по исследованию Марса «ЭкзоМарс».
Соглашение было достигнуто в ходе сегодняшней встречи глав двух ведомств: Владимира Поповкина и Жан-Жака Дордена в Москве. «Что касается проекта «ЭкзоМарс», то стороны сочли этот проект реализуемым и представляющим интерес. По итогам встречи было принято решение начать процедуру согласования каждой из сторон порядка реализации проекта и подготовки официального соглашения (об участии России в «ЭкзоМарсе»). До конца текущего года стороны подпишут это соглашение», - сообщила РИА Новости пресс-секретарь Поповкина Анна Ведищева.
По ее словам, в ходе встречи с докладами выступили представители трех рабочих групп, изучающих участие России в проекте, совместные научные исследования, а также пилотируемую космонавтику. Сообщается, что осуществление «ЭкзоМарса» получило одобрение Российской академии наук. При этом данные о сроках реализации проекта расходятся. Ранее появлялась информация, что подписание официального договора состоится в ноябре текущего года, однако руководитель российского космического ведомства заявил, что сотрудничество может быть юридически оформлено уже летом, однако для этого потребуется согласие правительства.
Также Поповкин отметил, что участие российской стороны в проекте предполагает выполнение трех условий: запуск миссии на отечественной ракете-носителе «Протон», поставка российской аппаратуры на «ЭкзоМарс» вместо выходящей из употребления американской и право собственности на все все научные результаты исследований. При этом частично финансирование проекта может быть покрыто за счет страховых выплат за потерпевшую крушение орбитальную станцию «Фобос-Грунт», которые должны будут составить 1,2 миллиарда рублей.
Изначально «ЭкзоМарс» рассматривался как совместный проект ЕКА и НАСА. Предполагалось, что в 2016 году на Марс должен был отправиться орбитальный зонд, а два года спустя – марсоход. Однако впоследствии американская сторона отказалась от своего участия в проекте, в том числе и предоставления носителя «Атлас», в связи с чем ЕКА вынуждено было обратиться за помощью к Роскосмосу, заявившему, в свою очередь, о намерениях полноправного участия в проекте.