19 апреля ‘24, Пятница

Ученые разглядели экзопланеты на архивных снимках

Астрономы поняли, что могли находить видимые с Земли экзопланеты еще в 1990-е годы. На такое уже тогда был способен орбитальный телескоп Hubble.

Это удалось выяснить благодаря скрупулезному анализу снимков, сделанных орбитальным телескопом еще в 1998 году. Четыре гигантские планеты вращаются вокруг звезды HR 8799, находящейся в 130 световых годах от Земли. Первые три были обнаружены четыре года назад группой канадских ученых при помощи телескопа имени Кека. Четвертая, внутренняя планета этого ансамбля была найдена в 2010 году. Эта четверка остается первой и единственной на сегодняшний день многопланетной системой, обнаруженной методом прямых наблюдений – тот редкий случай, когда планеты находят не по их влиянию на свет звезды, а просто по наличию на фотографии. Реми Соумер (Remi Soummer) из команды Института космического телескопа в Балтиморе (Space Telescope Science Institute in Baltimore) провел анализ давно отправленных на полку снимков этой звезды, сделанных телескопом Hubble в 1998 году. Новейшая компьютерная обработка изображений выявила на них присутствие трех внешних планет, которые не были замечены 13 лет назад – методы анализа снимков тех лет не позволяли детектировать столь тусклые объекты. Переоткрыть внутреннюю планету оказалось невозможно из-за маски коронографа, которая перекрывала блеск самой звезды.

Удачно порылись

Так удачно «покопаться» в архивах удается не часто, поэтому открытие Соумера дало астрономам уникальный шанс определить позиции планет спустя 13 лет после первого фотографирования. «Благодаря этим снимкам мы можем определить их орбиты, что рассказало нам о стабильности этой системы, массах планет и их эксцентриситетах», – пояснил Соумер. Анализ показал, что три внешние планеты имеют 100-, 200- и 400-летние периоды обращения. «Архив дал нам 10 лет форы. Без этих данных нам пришлось бы ждать еще десяток лет, а тут мы получили 10 лет научных наблюдений даром», – добавил астроном.