Космическому гамма-телескопу Swift несказанно повезло — второй раз за неделю его труды вознаграждены публикациями в серьезном журнале. И второй раз благодаря этому инструменту астрономам удалось обнаружить то, чего они никогда раньше не видели. Речь идет о мощной вспышке в гамма-диапазоне, которую Swift наблюдал 28 марта.
Поминальный гамма-звон
После первоначальной регистрации вспышки в созвездии Дракона ученые сочли, что увидели типичный взрыв сверхновой звезды, и дали источнику гамма-всплеска название GRB 110328A. Однако 31 марта астрофизик Джошуа Блум (Joshua Bloom) из Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) сообщил, что длительность и характер вспышки не дают отнести ее к типичным гамма-всплескам. Астрономов заинтриговало то, что сама вспышка имела четыре максимума в первые четыре часа, а источник не угас и по сей день. «Она действительно отличалась от всех вспышек, которые мы наблюдали раньше», -- пояснил Блум. Источник всплеска был отождествлен с центром галактики, расположенной в 4 млрд световых лет от нас. Исходя из того, что в центре этой галактики должна быть массивная черная дыра, астрономы доказали, что долгую гамма-вспышку могло породить лишь продолжительное раздирание дырой близко подлетевшей звезды.
«Эта вспышка высвободила дикое количество энергии, которая продолжает высвобождаться даже сегодня, два с половиной месяца спустя. Дыра, разрывая звезду на части, закручивает ее остатки в спираль, как воду в воронке, и этот процесс сопровождается большим энерговыделением», -- пояснил Блум.
Смерть в воронке
В работе, опубликованной в журнале Science, ученые оценили масштабы катаклизма. По их расчетам, в момент гибели звезды около 10% ее массы превратилось в рентгеновское и гамма-излучение, уносимое двумя лучами, исходящими из центра дыры. На пути одного из таких лучей и посчастливилось оказаться Земле и спутнику Swift.
Покопавшись в прошлых наблюдениях этого участка неба, ученые не нашли никаких проявлений активности в гамма-диапазоне и заключили, что стали свидетелями одиночного явления. «Мы видим спокойно сидящую черную дыру, которая не поглощает газ, но вдруг как взорвется! То же самое может произойти в нашей галактике. С расстояния кажется, что дыра дремлет, пока случайная звезда не залетит близко и не будет порвана на части», -- пояснил Блум. Наблюдать подобные «лебединые песни» звезд ученым приходилось и раньше – правда в рентгеновском, видимом и ультрафиолетовом диапазонах, но только не в гамма-лучах. «В любой галактике наблюдать такое можно с вероятностью раз в сто миллионов лет», -- добавил Блум.