29 марта ‘24, Пятница

Катар обрел собственную планету

Катар начал завоевывать свое место в современном научном мире. Одно из начал положено -- катарские ученые нашли экзопланету. Правда, при помощи кучи телескопов и астрономов по всему миру.

У населения Катара -- небольшой арабской страны -- второй раз за месяц появился повод для национальной гордости. Если в начале декабря арабов обрадовал исполнительный комитет ФИФА, проголосовавший за проведение в этой стране чемпионата мира по футболу, то теперь радости прибавили их собственные ученые.

Совместно с американскими и британскими исследователями катарские астрономы впервые обнаружили планету за пределами Солнечной системы. В честь этого события планете присвоили название Qatar-1b, говорится в сообщении Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

«Открытие Qatar-1b -- великое достижение, одно из тех, что демонстрирует стремление Катара стать лидером в инновационных разработках и исследованиях, -- порадовался доктор Халид ас-Субай, который руководит национальной программой поиска экзопланет и национальным Фондом образования, науки и развития. -- Это символизирует начало новой эры сотрудничества астрофизиков из Катара, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов», -- добавил он. Катарская программа поиска экзопланет ориентирована на поиск планет транзитным методом – вторым по результативности после метода лучевых скоростей. Управляя телескопами в разных частях света по интернету, ученые просеивают тысячи звезд на предмет слабых изменений блеска, вызванных прохождением планет по их диску.

Открытие по интернету

В начале 2010 года астрономы провели цикл наблюдений на телескопе обсерватории американского штата Нью-Мексико. Изображения звезд отправлялись для анализа в Британию, где их исследовали астрономы из Катара, университета в Сент-Эндрюсе (Шотландия) и Лестерского университета. Отсев немерцающих звезд сузил число кандидатов в обладатели планет до нескольких сотен.

Самые «подозрительные» звезды группа ученых под руководством ас-Субая решила проверить при помощи надежного метода лучевых скоростей. Для этого они использовали спектрометр, установленный на телескопе обсерватории в Аризоне. Измерения исключили из выборки скользящие «затменные» двойные звезды, диски которых едва касаются друг друга на луче зрения с Земли. Эти звезды необходимо было исключить, ведь они меняют свой блеск подобно тем, что затмеваются планетой. Этот отсев и помог ученым вычленить звезду спектрального класса K, обладающую планетой в 550 световых годах от Земли.

Планета Qatar-1b – газовый гигант, на 20% больше Юпитера и на 10% более массивный. Он относится к классу так называемых горячих юпитеров, отстоит от своей звезды лишь на 3,7 млн километров – шесть радиусов самой звезды. Зная класс звезды и расстояние до планеты, ученые оценили и температуру на ней – примерно 1000°С. Планета совершает полный оборот вокруг звезды за 34 часа. Близость к звезде, по мнению ученых, заставила планету навсегда повернуться к ней одним боком.

«Это открытие показывает, как наука и современные средства связи стирают государственные границы и часовые пояса. У звезд нет хозяев, и мы воодушевлены поиском новых миров», -- приободрил арабских коллег член команды Дэвид Лэтэм.