Астрономы, не покидая пределов Земли, смогли точно установить состав атмосферы Тритона, спутника планеты Нептун. Оказалось, что благодаря угарному газу показания барометра на спутнике могут «скакать» в разы.
Измеряя инфракрасное (тепловое) излучение одного из самых удаленных и холодных объектов Солнечной системы, Тритона, астрономам удалось проникнуть в механизмы формирования времен года на этом самом крупном спутнике Нептуна. До сегодняшнего дня судить о составе и сезонных изменениях тонкой атмосферы Тритона ученые могли лишь по данным, присланным в 1989 году космическим аппаратом Voyager 2. Благодаря тем данным было известно, что Тритон покрыт тонкой атмосферой, которая на 99% состоит из азота.
Оказалось, что присутствию угарного газа в атмосфере Тритон обязан тонкому слою замерзшего азота, метана и СО, который с приходом теплого времени года возгоняется в газообразное состояние, утолщая атмосферу и изменяя ее состав. О наличии угарного газа в твердом состоянии на Тритоне было известно и раньше, однако группа Лелуша выяснила, что атмосферу спутника питает именно тончайший поверхностный слой, в котором CO в десять раз больше, чем в более глубоких слоях. Именно этот слой отвечает за сезонные колебания толщины и давления атмосферы.
Основываясь на данных о количестве газа в атмосфере, команда Лелуша установила, что в зависимости от времени года атмосферное давление на Тритоне меняется не как на Земле, на «миллиметры ртутного столба», а в разы. Так, оказалось, что весеннее атмосферное давление на Тритоне, измеренное в 1989 году аппаратом Voyager 2, было в четыре разе меньше нынешнего, летнего. Сейчас оно колеблется от 40 до 65 микробар.
Каким атмосферное давление на Тритоне будет зимой, можно будет узнать лишь через 80 земных лет.