Барак Обама решил не отправлять американцев на Луну в обозримом будущем и передать исполнение космических программ в частные руки. Россия от этого может выиграть -- если США позволят.
Барак Обама подтвердил славу политика, который склонен доверять экспертам. Когда в начале сентября независимая комиссия экспертов представила свой доклад о возможном будущем американской космической программы, стало ясно, что нынешнее ее состояние им совсем не нравится. Формально комиссия не давала рекомендаций, какой вариант развития стоит выбрать, но по тону доклада было понятно, что программа Constellation («Созвездие»), разработанная на основе «космического видения» Буша от 2004 года, это самый скучный выбор.
Без созвездия
И все-таки поверить, что новый американский президент от нее откажется, было сложно. На разработку легкой ракеты Ares I и спускаемого аппарата Orion уже потрачено более $9 млрд, и Constellation обеспечивает работой несколько тысяч человек в разных уголках США. Одни лишь штрафы и урегулирование претензий на отказ от контрактов по Constellation составят $2,5 млрд.
И тем не менее Обама согласился с экспертами. Согласно обнародованному в понедельник вечером проекту бюджета NASA на следующие пять налоговых лет, программа Constellation отменяется. Отменяется и возвращение американцев на Луну в ближайшие годы, равно как и выход за пределы околоземной орбиты. Да и само американское космическое агентство превращается из поставщика космических свершений в их заказчика и регулировщика.
Но это, может быть, и неплохо. Отмена Constellation означает, что американцы более не намерены полагаться на нынешние технологии космических полетов, основа которых была заложена едва ли не полвека назад. Деньги пойдут на разработку совершенно новых средств доставки грузов и людей в космос, коммерциализацию этой отрасли и новые научные исследования и разработки.
Деньги в частные руки
Высвободившиеся от Constellation деньги пойдут в первую очередь на создание новой коммерческой отрасли космических запусков. Для этого уже в следующем налоговом году американцы предусмотрели выделение $500 млн на контракты с частными фирмами, готовыми разработать свои системы доставки грузов и астронавтов на околоземную орбиту. $50 млн уже распределены между пятью американскими фирмами -- Sierra Nevada, Boeing, United Launch Alliance, Blue Origin и Paragon Space Development.
Всего же в течение ближайших пяти лет план предусматривает выделение $8 млрд на технологические исследования. Из них примерно $3 млрд призвано поддержать создание новых тяжелых ракет, ракетных двигателей и разгонных блоков, а $5 млрд пойдет на инфраструктуру. Сюда включаются совершенно разные технологии -- от новых систем связи в космосе и автоматической стыковки (кроме россиян, все на орбите до сих пор стыкуются в ручном режиме) до футуристических проектов вроде орбитальных заправочных станций, которые в перспективе позволят отказаться от услуг сверхтяжелых ракет-носителей для межпланетных перелетов.
Как конкретно будут распределяться эти деньги, пока не решено, но, по словам Болдена, агентство, в частности, планирует учредить солидные премии, чтобы стимулировать коммерческое соревнование потенциальных провайдеров космических услуг. Кроме того, им будут предложены и готовые контракты, страхующие частные фирмы от неизбежных в космическом деле неожиданностей. А риски здесь, без сомнения, большие – и для подрядчиков, и для заказчика, и для его политических покровителей.
С Россией или без?
Смогут ли в этих соревнованиях поучаствовать российские компании, пока не ясно. Как полагает редактор-обозреватель российского отраслевого журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов, напрямую к такому конкурсу ни российские, ни какие-либо другие иностранные компании американцы не допустят. Однако допущенные к конкурсу американские фирмы наверняка смогут заказывать у нас отдельные узлы новых космических кораблей или покупать целые технологии.
Если, конечно, не помешают какие-нибудь формальные запреты вроде давно пережившей свое поправки Джексона--Вэника. Чтобы обойти ее сегодня, американский конгресс каждый год принимает отдельный закон специально для NASA. Вряд ли он будет это делать для каждой мелкой или не очень фирмы, которая захочет что-то купить в России. Кроме того, в конгрессе уже сегодня достаточно противников космического плана Обамы, которые будут всячески пытаться сохранить рабочие места в Техасе, Флориде или любом другом штате, связанном с космическими технологиями. В конце концов, и за сам представленный накануне бюджет основные бои еще лишь предстоят.
С другой стороны, и Белый дом, и NASA подчеркивают необходимость международного сотрудничества для работы на околоземной орбите и за ее пределами. В любом случае в ближайшие пять-шесть лет без России американцы не смогут обойтись. К МКС им летать все равно надо, а в 2010-м, максимум с учетом всех возможных переносов 2011 году, должен состояться последний полет американского шаттла. Частные же пассажирские космические корабли американские фирмы обещают не ранее 2016 года.
При этом 2016 год может оказаться еще и слишком оптимистичной оценкой: компания Space X, выигравшая четыре года назад тендер на доставку грузов NASA на орбиту, обещала к началу этого года выполнить уже шесть таких полетов, а пока не сделала ни одного. Впрочем, грузы на орбиту уже не первый год исправно доставляют титаны американской аэрокосмической промышленности Boeing и Lockheed Martin. Справятся ли они с доставкой людей и насколько это будет безопасно, пока не ясно. Болден заявил лишь, что отвечает за безопасность коммерческих полетов на МКС.
При этом 2020 год лишь «приблизительный, а не окончательный срок эксплуатации МКС», заявил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов по итогам телефонного разговора между Болденом и его российским коллегой Анатолием Перминовым. Как сообщил Краснов агентству ИТАР-ТАСС, сейчас американцы ведут консультации с российскими специалистами о возможности продления срока жизни базового модуля станции «Заря», который отправился в космос еще в 1998 году. Не исключено, что он сможет доработать и до своего 30-летия.
Все по-новому
Новому бюджету NASA еще предстоит пройти утверждение в конгрессе, и пример реформы американской системы здравоохранения показывает, что у Обамы здесь «не все куплено». И тем не менее этот бюджет уже сам по себе означает поворот в развитии космической отрасли. Летать в космос так, как это люди делали последние 50 лет, больше нельзя. Нужны новые подходы и новые технологии, и только они смогут обеспечить будущее.
Забавно, что это понимание пришло к российским и американским чиновникам почти одновременно. И ответ этому вызову обе нации нашли для себя традиционный: Россия полагается на ядерные технологии, американцы -- на частную инициативу.