Завершаются расчетно-экспериментальные исследования особенностей аэротермодинамики, баллистики и управления ракеты-носителя космического назначения «Ангара». Они должны повысить надежность и качество «Ангары». Между тем прошел и второй этап огневых испытаний универсального ракетного модуля первой ступени ракеты-носителя.
В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) завершаются работы в рамках комплексной программы расчетно-экспериментальных исследований особенностей аэротермодинамики, баллистики и управления перспективной ракеты-носителя космического назначения (РКН) «Ангара».
Работы выполняются на протяжении последних пяти лет по заданию Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ), отмечает пресс-служба ЦАГИ. Цель работ -- повышение безопасности, надежности и выявление резервов дальнейшего увеличения грузоподъемности «Ангары».
В программу вошли четыре основных направления деятельности. Это проведение тепловых испытаний моделей ракеты-носителя в гиперзвуковой аэродинамической трубе Т-117; осуществление расчетных исследований нового способа оптимального управления выведением РКН на атмосферном участке; разработка комплексной математической модели аэротермодинамики, динамики и прочности отделяемых частей ракеты-носителя на этапе падения в атмосфере; а также теоретическое обоснование модели расчетных (критических) атмосферных возмущений.
В конце лета в адрес научно-производственного коллектива ЦАГИ поступило письмо от генерального директора ГКНПЦ Владимира Нестерова с благодарностью «за качественное обеспечение выполнения поставленной задачи».
Огневые испытания
Между тем на крупнейшем в Европе испытательном стенде ИС-102 Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности продолжается серия огневых испытаний «Ангары», которую начали 30 июля 2009 года успешным проведением первых огневых испытаний универсального ракетного модуля первой ступени.
1 октября прошел второй этап. Длительность испытаний между командами на запуск и остановку двигателя составила 203,4 с, при этом двигатель работал в максимально напряженном режиме, сообщает пресс-служба ГКНПЦ.
Основные цели испытаний -- комплексная проверка и подтверждение работоспособности двигательной установки при воспроизведении режимов работы по циклограмме бокового блока ракеты-носителя «Ангара-5», подтверждение полноты и качества конструкторской и эксплуатационной документации и экспериментальное подтверждение режимов работы систем термостатирования и пожарной безопасности.
Задачи испытаний разделили на несколько групп. Это оценка совместной работы двигателя и систем изделия, оценка работособности двигательной установки и систем пневмогидросистемы при стендовых испытаниях, отработка элементов штатной заправки изделия с набором статистики работы элементов системы, оценка функционирования приборов, проверки вибронагрузок и вибропрочности оборудования и ряд других задач.
Космический центр им. М. В. Хруничева -- головное предприятие в рамках проекта создания космического ракетного комплекса «Ангара» и отвечает за разработку, изготовление, испытания семейства ракет-носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого класса, а также за создание универсального КРК в целом.
«Ангара»
Семейство ракет-носителей «Ангара» -- новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 т до 25 т («Ангара-5») на низкой околоземной орбите.
«Энергетические и эксплуатационные характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне, позволяющем успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники. Широкое применение унификации наряду с использованием передовых технологий производства позволит обеспечить более низкую сравнительно с аналогичными ракетами мира себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит», -- отмечают в ГКНПЦ.
Ракеты серии «Ангара» будут стартовать с российского космодрома Плесецк. При этом технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара».
Универсальный ракетный модуль первой ступени на компонентах О2 + керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. Каждый универсальный ракетный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191, разработанным в НПО «Энергомаш» им. академика В. П. Глушко. В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара 1.2» используется один универсальный модуль, в составе ракеты-носителя тяжелого класса (А5) применяется пять универсальных модулей. Универсальный ракетный модуль второй ступени оснащается двигателем РД-0124А, созданным в КБ химавтоматики. В качестве верхних ступеней на ракете легкого класса «Ангара 1.2» применяется разгонный блок «Бриз-КМ» прошедший летные испытания в составе конверсионного носителя «Рокот», а на ракете «Ангара-5» -- разгонный блок «Бриз-М» и КВТК.