19 апреля ‘24, Пятница

Японский спутник «Кагуя» летит разбиваться о Луну

В среду вечером по Москве японский космический аппарат «Кагуя» разобьется о поверхность Луны, которую он исследовал последние полтора года. Место и время удара постоянно уточнялись, и лишь в последнее утро ученые определились окончательно.

Японский космический аппарат «Кагуя» врежется в Луну в 22.30 по Москве в точке с координатами 80o восточной долготы и 65о южной широты – чуть южнее, чем предполагалось до сих пор. Удар придется на местность, расположенную между кратерами Джилл (Жиль) и Векслер, справа в самом низу видимого с Земли лунного диска. Европейское космическое агентство (ESA) даже опубликовало карту примерного района падения. Правда, в нашей стране наблюдать столкновение можно лишь к востоку от Тюмени, да и то на самом горизонте: Луна сейчас поднимается в небе очень невысоко.

Тонна тротила и пыль над Луной

Впрочем, вспышка вряд ли окажется яркой – энергия движения «Кагуи», которая при столкновении перейдет в тепло и свет, составляет всего лишь около тонны тротила. Впечатляюще по земным масштабам, но все-таки не настолько яркое, чтобы быть заметным с Земли – особенно рядом с краем ярко освещенной поверхности. Понадобятся телескоп с хорошим увеличением и крупным объективом, вряд ли доступным любителям. Тем не менее разглядеть вспышку попробуют несколько профессиональных обсерваторий.

Помимо самого взрыва, ученые надеются увидеть поднятую при столкновении пыль. Аппарат врежется в Луну по очень пологой траектории, так что может оставить настоящую «царапину», а то и серию царапин на поверхности естественного спутника Земли. Если пыль поднимется над краем лунной тени, она станет рассеивать свет, и мы сможем увидеть это облако, как видим по вечерам земные облака, подсвеченные севшим за горизонт Солнцем. Именно на изучение этой пыли и нацелены большинство астрономов, решивших следить за смертельным ударом «Кагуи».

Красота без воды

В каком-то смысле исследовательский аппарат повторит судьбу сказочной японской принцессы Кагуи (Кагуи-химэ), в честь которой и назван. Выросшую на Земле принцессу неземной красоты небесные силы все-таки забрали на Луну против ее воли.

Настоящая «Кагуя» также появилась на Земле. А выросла она из проекта исследований Луны, стартовавшего еще в прошлом веке. Впрочем, в XX веке японцы провели лишь один лунный старт, да и тот был не исследовательским, а чисто технологическим – по сути, к нашей естественной спутнице в начале 1990-х запустили не исследовательский аппарат, а тяжелую болванку.

Однако спустя полтора десятилетия после того успешного старта, в сентябре 2007 года, Японское космическое агентство (JAXA) смогло запустить «Кагую», на борту которой установлены полтора десятка научных приборов. Аппарат исследовал химический и изотопный состав поверхности, измерял гравитационное и магнитное поле Луны и даже пытался искать водяной лед в полярных кратерах, на дно которых никогда не заглядывает Солнце.

Кроме того, «Кагуя» стала первым космическим аппаратом, передававшим на Землю видеосъемку поверхности Луны – и Земли над ней, когда та попадала в кадр – в высоком разрешении. За эту красоту – и за всю остальную миссию – японские налогоплательщики заплатили около полумиллиарда долларов. А вот поиски воды пока остались безуспешными, хотя обработка данных, полученных космическим аппаратом, продолжается.

Обратная сторона «Кагуи»

Пока опубликована лишь небольшая серия статей в Science, посвященных природе обратной, невидимой с Земли стороне Луны. Благодаря паре микроспутников «Окина» и «Оуна», отделившихся от «Кагуи» в начале миссии и движущихся по независимым траекториям, ученым удалось подробно изучить гравитационные аномалии, созданные неоднородным распределением вещества в глубине Луны. До сих пор этого сделать не удавалось, потому что следить за исследовательской аппаратурой на невидимой с Земли стороне Луны с Земли, естественно, невозможно.

С точки зрения гравитации обратная сторона оказалась очень непохожей на обращенную к нам – так же непохожей, как и внешне. Эквипотенциальные поверхности гравитационного поля здесь примерно следуют за рельефом, прогибаясь в районе крупных кратеров. На обращенной к нам стороне наблюдается противоположная картина – под крупными ударными образованиями есть концентрации массы, которые, напротив, выпячивают поверхности равного потенциала над «ямами». По мнению ученых, причина этому – быстрое остывание обратной стороны, не позволившее ей эффективно «отпружинивать» после ударов.

Своим ударом о поверхность спутницы Земли «Кагуя» сослужит последнюю службу науке. Планетологи надеются разглядеть, как этот шрам на поверхности Луны будет заживать от месяца к месяцу и от года к году. Космическая обсерватория LRO (Lunar Reconaissance Orbiter), которая сможет наблюдать этот процесс, отправится к своей цели буквально через неделю.