26 апреля ‘24, Пятница

Российская и японская обсерватории объединились против Солнца

Российская орбитальная обсерватория «Коронас-Фотон» начала исследовать Солнце совместно с японским аппаратом Hinode. Параллельные наблюдения способны преподнести неожиданные результаты.

Две новейшие космические солнечные обсерватории мира -- «Коронас-Фотон» и Hinode переведены в режим совместного исследования Солнца, сообщает Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца ФИАН им. П. Н. Лебедева. Ровно в 16.00 мск по командам из Физического института Академии наук (ФИАН, Москва) и Института космического пространства и аэронавтики (ISAS, Сагамихара, Япония) разделенные тысячами километров спутники синхронно включили свои телескопы, чтобы получить первые одновременные фотографии Солнца.

Эта съемка стала первым шагом в реализации программы синхронных наблюдений Солнца, рассчитанной на шесть дней. Всего за это время, включаясь и выключаясь в строго запланированное время, телескопы двух космических аппаратов получат около 50 тыс. изображений Солнца. Временной шаг этой уникальной серии наблюдений составляет 30 секунд.

Основной инструмент «Коронас-Фотон»ТЕСИС создан в Физическом институте РАН имени Лебедева. Этот набор телескопов сможет получать изображения Солнца в жестком ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах. Многослойные зеркала позволяют получать изображения Солнца в нескольких диапазонах длин волн. При этом зеркала сделаны таким образом, что отражают лишь очень узкую спектральную область.
Один из участников проекта -- ведущий научный сотрудник ФИАН доктор физико-математических наук Сергей Богачев рассказал Infox.ru, что программа совместного исследования Солнца проводится по инициативе японцев. Инициатором с японской стороны стал Леон Голуб, руководитель проекта XRT на спутнике Hinode (XRT -- X-Ray Telescopes -- комплекс рентгеновских телескопов на спутнике). С российской стороны программой руководит главный конструктор и научный руководитель проекта ТЕСИС Сергей Кузин.

«В программе задействованы оба коллектива ученых в полном составе (это около 20 человек). Координатором с японской стороны является Паоло Гриджис. С российской стороны координацию осуществляю я», -- рассказал Богачев.

Он отметил, что на стадии проведения программы группы обмениваются только ежедневными отчетами о ходе работы приборов. После этого до 20 апреля каждая из групп самостоятельно проведет обработку результатов своих приборов (вычитание фона, коррекция чувствительности и т. д.). Только после этого начнется стадия научного анализа. Это уже обычная исследовательская работа с обменом сообщениями, с подготовкой научных статей.

«Первые научные статьи с результатами исследований могут появиться в журналах в срок от трех месяцев до полугода», -- предположил сотрудник ФИАН.

В дальнейшем российские ученые могут продолжить сотрудничество с зарубежными коллегами. «Есть договоренность сделать такие координированные программы регулярными с привлечением солнечных космических аппаратов Европы и США», -- рассказал Богачев.

На оба спутника заранее с Земли загрузили программы, чтобы те запустились в 16.00. Накануне программы успешно протестировали.

«Мы надеемся, что все пройдет нормально, хотя первый день, конечно, очень волнительный. Думаю, такое же чувство испытывают и с той стороны», -- отметил ученый.

Почему вместе

Хотя возможности современных спутников позволяют им вести самостоятельные исследования, как правило, именно в ходе координированных программ достигаются значительные научные результаты, претендующие на статус открытий. Причина в том, что, сравнивая одновременные изображения с разных инструментов, ученые получают возможность не просто видеть пространственную структуру объектов, а измерять их физическое состояние -- температуру, плотность и даже распределение этих величин по объему. Провести такое сравнение можно, только если все изображения строго согласованы по времени, поэтому подготовка подобных программ занимает от нескольких недель до месяцев. Программа ТЕСИС-Hinode разрабатывалась двумя институтами -- ФИАН и ISAS с 12 марта 2009 года.

Основной целью исследований ТЕСИС-Hinode станут яркие корональные области нового пояса активности, формирование которого происходит у нас на глазах в атмосфере Солнца. Именно на эти области, совсем недавно всплывшие из глубин Солнца, в течение шести дней будут наведены основные инструменты двух обсерваторий.

Наблюдения отдельных областей при этом не отменяют программу исследований всего Солнца. Раз в десять минут оба космических аппарата будут синхронно получать и изображения полного солнечного диска.

Завершится программа исследований 10 апреля, в 22.00 мск, после чего каждый из инструментов перейдет в собственный режим работы.

Набиуллина не исключила повышения ключевой ставки