29 марта ‘24, Пятница

Cassini посмотрел на свою спускаемую половину

Межпланетный зонд Cassini пролетел над местом, куда в свое время приземлилась его планетарная половинка. Правда, увидеть спускаемый аппарат Huygens оптическими методами невозможно, поэтому зонд осветил местность радаром.

19 ноября 2008 года зонд Cassini совершил маневр, который в NASA получил наименование T47. Эти символы означают, что межпланетная станция в 47-й раз сблизится с крупнейшим спутником Сатурна Титаном. В последнее время зонд часто маневрирует в окрестностях одного из самых интересных тел Солнечной системы. Сближение Т46 произошло 3 ноября, сближение Т48 запланировано на 5 декабря.

Cassini-HuygensCassini -- совместное детище NASA, ESA и Итальянского космического агентства. И полностью называется Cassini-Huygens.

За текущий «пролет» (такие элементы миссии по-английски именуются словом flyby) зонд миновал Титан на минимальном расстоянии в 1022,6 км на скорости в 6,3 км/сек.

Атмосфера спутника непрозрачна, поэтому традиционно рельеф его изучается при помощи радара. Это сближение в первую очередь интересно тем, что зонд изучил местность, названную Adiri. Именно туда в январе 2005 года сел спускаемый аппарат Huygens. Впрочем, конечно, сам аппарат с этого расстояния «увидеть» радаром невозможно.

Не молчали и другие инструменты зонда. Так, например, прибор UVIS (ультрафиолетовый спектрометр) оказался направлен отнюдь не на Титан. Его датчики «смотрели» на две звезды -- Эту Большой медведицы и Бету Большого Пса. Таким образом, используя эти звезды, как «стандартные свечи», спектр которых известен, можно узнать спектры поглощения верхних слоев атмосферы Титана, сквозь которые двигался зонд.

ТитанТитан открыл Христиан Гюйгенс 25 марта 1655 года. Это был шестой открытый спутник планеты в Солнечной системе после Галилеевых спутников Юпитера и Луны.

Интересный эксперимент проводился во время прошлого сближения, T46, которое состоялось 3 ноября. Cassini посылал на Титан радарный сигнал с таким расчетом, чтобы отраженный сигнал попадал не на сам зонд, а на Землю, где его принимала станция слежения. Эксперимент прошел успешно. В 2008 году зонду осталось совершить еще два сближения с «лунами» Сатурна -- и оба с Титаном. Т48 состоится 5 декабря (минимальное расстояние -- 960 километров), а Т 49 -- 21 декабря (970 км соответственно).

Полное «расписание» Cassini на 2008 год можно увидеть на этой веб-страничке.