Глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко считает, что России не стоит претендовать на строительство коллайдера нового поколения. Министр выступает за прагматичный подход к участию в международных научных проектах.
Глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко сомневается, что России имеет смысл претендовать на право построить на своей территории ускоритель следующего поколения после Большого адронного коллайдера -- Международный линейный коллайдер (ILC), передает РИА «Новости».
В ILC будут сталкиваться позитроны и электроны, разогнанные до энергий около 500 гигаэлектронвольт, что позволит решить вопрос о происхождении массы, природе темной материи и темной энергии, о существовании дополнительных измерений. На право стать местом строительства этого коллайдера претендуют, в частности, США, ЦЕРН, а также Объединенный институт ядерных исследований в подмосковной Дубне.
«Мне говорят: давайте поучаствуем в тендере, давайте поработаем в проекте; причем для того, чтобы начать проработку проекта требуется пять миллиардов рублей. На проработку, на создание проекта, а что будет дальше -- никому не известно», -- сказал Фурсенко на сегодняшней встрече с журналистами. «Можем мы сегодня просто так взять и выделить пять миллиардов рублей на проектные работы, имея весьма неопределенные возможности оказаться победителем?» -- спрашивает министр.
«Я считаю, что втягиваться в такой проект можно и нужно, когда мы имеем хотя бы больше 50% шансов на то, что мы окажемся победителями. А для того, чтобы просто обозначить свое присутствие, мне пять миллиардов жалко», -- констатировал глава министерства.
Говоря об участии России в другом крупном международном научном проекте -- строительстве экспериментального термоядерного реактора ИТЭР -- Фурсенко посетовал, что только за год смета проекта увеличилась в три раза.
«Ученые всегда хотят больше», -- сказал министр. По его словам, если поддаваться этому давлению, «мы никогда ничего в принципе не создадим».
Инвестиции в российские проекты
По мнению Фурсенко, российское участие в крупных международных научных проектах должно быть взаимным -- иностранные научные организации также должны входить в такие проекты на территории России и вкладывать в них средства.
«Сейчас все приглашают, зовут, но если мы согласимся, тогда надо ставить вопрос о том, чтобы международное сообщество вошло в международные консорциумы, которые находятся на территории России», -- пояснил министр.
Таким консорциумом, куда следует привлекать международное участие, по его мнению, может стать Объединенный институт ядерных исследований в Дубне -- он уже является международной организацией, однако необходимо, чтобы зарубежные страны строили в нем новые установки. Местом для иностранных инвестиций может стать строящийся в Гатчине реактор ПИК (источник нейтронов постоянного действия). «Такого реактора еще пока ни у кого нет, и в ближайшее время не предвидится», -- отметил Фурсенко.
Глава Минобрнауки высказал мнение, что к возможности участия в международных научных проектах следует подходить прагматично.
Коллективизация в науке
Помимо этого, общаясь с прессой, министр высказался за создание сетей центров коллективного пользования современного научного оборудования.
«На самом деле, в России очень много современного хорошего оборудования, но оно «рассыпано». У нас нет, по сути, ни одного региона, где бы не было практически любого оборудования, самого высокого качества», -- отметил Фурсенко.
При этом, по словам главы министерства, необходимо расширить круг ученых, которые будут иметь доступ к новейшим приборам. «Психологически, допустить на хороший прибор человека со стороны у нас сегодня очень тяжело -- не привыкли. Мы должны поменять психологию», -- считает он.
«Мы не сумеем организовать работу в этой сфере, если мы будем считать, что у каждого прибора, у каждого направления один хозяин», -- подчеркнул министр, добавив, что переход к коллективному распределению ресурсов стал общемировой тенденцией.