Вышедшие в 2010 году на пенсию американские шаттлы пойдут с молотка. NASA выручит с каждого челнока не менее $42 млн.
Американское космическое агентство NASA намерено избавиться от оставшихся на службе космических шаттлов, когда они останутся не у дел осенью 2010 года. Об этом накануне заявили представители ведомства. Уже сейчас руководство агентства подыскивает места, куда можно пристроить дорогостоящие корабли. Среди желающих приобрести летающие легенды могут оказаться школы, научные музеи и «другие подходящие организации», передает Associated Press.
Пока руководство NASA осторожно называет цену в $42 млн за каждый челнок, однако с приближением даты «ухода на пенсию» эта сумма может стремительно вырасти. Примечательно, что в названную ракетчиками сумму входят $6 млн, необходимые для транспортировки шаттла специально оборудованным транспортным самолетом Boeing-747 до ближайшего к любителям космонавтики аэродрома. И чем дальше заказчик потребует везти челнок с мыса Канаверал, тем дороже ему обойдется покупка корабля.
Уже известно, что NASA станет рассматривать варианты, предусматривающие консервацию широкого показа шаттлов в закрытых помещениях с поддержанием строгих температурных условий. «Челноки не будут разбирать для хранения или перевозки», -- говорится в документе, распространенном NASA.
Сейчас известно, что, скорее всего, один челнок отправится в авиационно-космический музей при Смитсоновском институте. Остальные два будут храниться в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде до того, пока не найдется новый хозяин. Для тех, кому цена целого шаттла окажется непосильной, NASA предлагает купить главные двигатели челноков. Каждый двигатель обойдется покупателю в $400--800 тыс. без учета стоимости доставки.
В настоящее время у NASA осталось лишь три рабочих многоразовых корабля -- Discovery, Atlantis и Endeavour. Challenger взорвался на 73-й минуте полета после старта в 1986 году, а Columbia сгорел при входе в атмосферу Земли в феврале 2003 года. Был у NASA еще один шаттл, никогда не летавший в космос, -- челнок Enterprise, который в конце 1970-х годов использовался для атмосферных испытаний. Благодаря этому макету было доказано, что аппарат с такими аэродинамическими формами может совершать полет в атмосфере и приземляться «по-самолетному».
Как известно, американская программа использования шаттлов завершится в сентябре 2010 года в соответствии с объявленными Джорджем Бушем планами высадки астронавтов на Луну к 2020 году. На смену челнокам должен прийти разрабатываемый сейчас NASA корабль многоразового использования Orion.