Ученые проследили за судьбой плавучего острова, который образовался после извержения подводного вулкана в тихом океане. Исследование позволит оценить риски для судоходства, связанные с подобными явлениями.
Об этом говорится в статье британских специалистов из Национального океанографического центра, опубликованной в журнале Nature Communications.
Известно, что пемза, губчатая порода вулканического происхождения, образуется при быстром застывании силикатных лав. В частности, это происходит при подводных извержениях. Одно из них случилось в середине июля 2012 года в 800 километрах от Новой Зеландии, когда вулкан Гавр (Havre) исторг из себя около одного кубического километра раскаленной магмы.
Авторы статьи четыре месяца наблюдали за последствиями этого извержения с помощью камеры MODIS, установленной на борту спутника Терра. Выяснилось, что вокруг вулкана образовался огромный остров из пемзы, который постепенно распадался на небольшие фрагменты. Морские течения разносили куски пемзы по океану и к ноябрю они встречались в пределах зоны общей площадью 550 тысяч квадратных километров (для сравнения, площадь Новой Зеландии составляет всего 268 тысяч километров).
Максимальная толщина плавучего острова достигала 60 сантиметров. В этот момент (10 августа 2012 года) пласт пемзы толщиной 50-60 сантиметров простирался примерно на 200 квадратных километров. По краям этот массивный «айсберг» окаймляли более тонкие пласты пемзы общей площадью около 1000 квадратных километров.
К октябрю плавучий остров раскололся на фрагменты длиной до 200 метров. Через какое-то время фрагменты измельчали настолько, что их уже невозможно было разглядеть на спутниковых снимках. Тем не менее, о больших плавающих кусках пемзы периодически продолжали сообщать моряки.
Авторы статьи отмечают, что подобные плавучие острова могут представлять опасность для судоходства. Несмотря на невысокую плотность, пемза достаточно тверда и может повреждать корпуса судов, а также забивать их систему охлаждения. Наблюдения за островами из пемзы помогут не только оценить возможные риски, но и проследить за морскиими течениями.