Ученые выяснили, что в самом глубоком месте Марианской впадины бактерии чувствуют себя лучше, чем на более мелких ее участках. Открытие поможет оценить вероятность существования жизни в экстремальных условиях за пределами Земли.
Результаты исследования, проведенного датскими и японскими учеными, опубликованы в журнале Nature Geoscience.
Считается, что с увеличением глубины бактериальные сообщества становятся менее активными из-за роста давления. Авторам работы доказать обратное с помощью специального 600-килограммового робота, способного в автономном режиме собирать и анализировать пробы грунта на больших глубинах.
Этот робот исследовал осадки в самом глубоком месте на нашей планете – в Бездне Челленджера (11 километров ниже уровня океана). Он измерил там уровень потребления кислорода: его значение позволяет сказать, насколько активно бактерии расщепляют органическое вещество.
Оказалось, что на самом дне Марианской впадины бактерии в 2 раза более активны, чем на соседних участках океана глубиной 6 километров. Ученые связывают это с интенсивным притоком органики, которая может соскальзывать со склонов впадины в результате небольших землетрясений.
О регулярном поступлении осадков в Бездну Челленджера свидетельствует о повышенное содержание в них растительных пигментов, таких, как хлорофилл. Дело в том, что пигменты расщепляются бактериями в последнюю очередь – поэтому, когда в осадках есть более доступная органика, они остаются нетронутыми.
По мнению ученых, бактериальная жизнь «кипит» и в других глубоководных океанских желобах. Поскольку экстремальное давление не является препятствием для бактерий, это делает более вероятным существование жизни за пределами Земли – например, в подледном океане Европы, спутника Юпитера.