20 апреля ‘24, Суббота

Полость вулкана Санторин заполнилась магмой

За год вулкан накопил столько магмы, сколько раньше в нем собиралось за 20 лет.

Британские геологи из Оксфордского университета обнаружили, что под вулканом Санторин в Эгейском море появился магматический «пузырь», причем произошло это в рекордно короткие сроки. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Вулкан Санторин относится к категории супервулканов, которые представляют собой гигантские подземные полости, время от времени заполняющиеся магмой. Признаком супервулканов служат кальдеры, впадины, образующиеся в результате проседания извергнувшихся магматических «пузырей».

Впадина над вулканом Санторин, объем которой составляет 130 кубических километров, образовалась после мощного извержения в 1628 году до нашей эры. Извержение вызвало гигантское цунами, разрушило критско-минойскую цивилизацию и превратило остров Санторин в архипелаг.

В 2011 году архипелаг пережил несколько небольших землетрясений, что ученые расценили как знак пробуждения супервулкана. Чтобы понять, насколько активен Санторин, авторы статьи сопоставили наземные данные и спутниковые снимки архипелага. Оказалось, что полость вулкана заполнилась расплавленной магмой всего за несколько недель.

Заполнение магматического «пузыря» привело к тому, что высота островов архипелага повысилась на 8-14 сантиметров. Ранее считалось, что этот процесс занимает десятки и сотни лет, однако, как показывает анализ рельефа архипелага, магма поступила в полость супервулкана практически мгновенно.

Ученые считают, что новое катастрофическое извержение Санторину не грозит, поскольку объем полости сувервулкана почти в 1000 раз меньше магматического «пузыря», который взорвался в 1628 году до нашей эры.