19 апреля ‘24, Пятница

Небольшие вулканы охлаждают Землю

Продукты вулканических извержений, которые не достигают стратосферы сразу, спустя некоторое время всё равно переносятся туда атмосферными потоками и начинают отражать солнечные лучи.

Ученые доказали, что даже небольшие извержения вулканов оказывают серьезное влияние на климат, насыщая верхние слои атмосферы своими выбросами. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Ранее считалось, что только крупные вулканы, способные выбрасывать частицы пепла непосредственно в стратосферу, влияют на климат в долгосрочной перспективе. Диоксид серы (SO2), один из основных продуктов вулканической деятельности, образует в стратосфере аэрозоль, которая держится в ней месяцами и годами, отражая солнечные лучи и тем самым понижая температуру Земли. Так, после мощного извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году среднегодовая температура Земли упала на полградуса.

Вулканическая взвесь во время более мелких извержений не достигает пределов тропосферы, нижнего слоя атмосферы Земли, где формируются дождевые облака, поэтому исследователи полагали, что влияние на климат небольших вулканов минимально. «Аэрозоль не задерживается в нижних слоях атмосферы, и малейшая перемена погоды тотчас же опускает ее вниз», -- пояснил Адам Бурасса, один из авторов работы.

Вулкану Небро помогли азиатские муссоны

Чтобы доказать, что небольшие извержения всё же оказывают воздействие на климат, исследователи изучили последствия извержения вулкана Набро в Эритрее (северо-восток Африки), которое случилось в 2011 году. Тогда вулкан выбросил в верхние слои тропосферы, на высоту 9-14 километров, около 1,9 миллионов тонн диоксида серы. В этих широтах стратосфера начинается лишь на высоте 17-ти километров, поэтому, согласно общепринятым представлениям, выбросы вулкана Набро должны были быстро осесть.

В действительности оказалось, что аэрозоль, образованная диоксидом серы, всё же проникла в стратосферу. Ее зафиксировали при помощи шведского метеорологического спутника «Один», на борту которого находятся датчики системы OSIRIS, позволяющей анализировать состав верхних слоев атмосферы. Содержание SO2 в атмосфере после извержения Набро оказалось самым высоким за все десять лет наблюдений.

Ученые сделали вывод, что диоксид серы попал из верхних слоев тропосферы в нижние слои стратосферы за счет мощного антициклона, который наблюдается во время сезона муссонов в Азии и на Ближнем Востоке, рядом с которым и произошло извержение. Из этого исследователи заключили, что выбросы даже небольших вулканов могут подниматься атмосферными потоками и образовывать устойчивые взвеси в стратосфере, охлаждая Землю. По мнению авторов статьи, этот факт необходимо учитывать при построении климатических моделей.