Причиной гибели станции «Фобос-Грунт» могла стать ошибка, допущенная в ходе программирования бортового вычислительного комплекса (БВК) станции.
Доклад с выводами комиссии по причине нештатной ситуации с «Фобосом» был вчера представлен Владимиру Поповкину Юрием Коптевым лично. По сведениям «Коммерсанта», в итоговом отчете комиссии основной причиной инцидента называется «программный сбой, вызвавший одновременный перезапуск двух работающих каналов бортового вычислительного комплекса».
«Комиссия рассматривала ряд версий, однако многие из них были признаны несостоятельными сразу, а некоторые, как, например, версия с радарами на испытательном полигоне имени Рейгана на атолле Кваджалейн, стали несостоятельными после проведенных стендовых испытаний - электроника, аналогичная установленной на «Фобосе», выдержала максимальный уровень облучения, - говорит источник издания в ракетно-космической отрасли.- В итоге члены комиссии все «потусторонние» версии, связанные с внешним воздействием, отвергли».
По его словам, уже на третьем витке специалисты не смогли получить информацию о коррекции маршевой двигательной установки «Фобоса». Тогда же провалилась одна из первых попыток получить телеметрическую информацию: электроника «Фобоса» реагировала на сигналы с Земли со сбоями. Несколько раз специалистам Роскосмоса и Европейского космического агентства все же удалось получить отрывочную телеметрию, однако расшифровать ее оказалось невозможно. По словам собеседника «Коммерсанта», после серии неудачных попыток стало понятно, что БВК уже не действовал согласно заложенной циклограмме полета. После автоматического одновременного перезапуска бортовой компьютер не смог реализовать ни единого маневра по выводу аппарата на отлетную орбиту - не сработала двигательная установка, а также не произошло отделения ее топливных баков. На все последующие команды с Земли «Фобос», естественно, уже никак не реагировал.
Это не первый случай, когда ошибка в программировании приводит к потере космического аппарата. Ранее был утрачен новейший спутник связи «Экспресс-АМ4» - комиссия, расследовавшая инцидент, пришла к выводу, что ошибка была допущена в ходе формирования циклограммы разгонного блока «Бриз-М»: разгонный блок отработал штатно, но направление его в пространстве было заведомо ошибочным.