19 апреля ‘24, Пятница

В вечной мерзлоте Арктики оттаивают бактерии

Глобальное потепление способно растопить вечную мерзлоту. В результате в атмосфере может оказаться огромное количество сильнейшего парникового газа - метана. Виноваты в этом бактерии. Как только замерзшая почва начинает таять, особая группа бактерий становится активной и начинает выделять метан в процессе своей жизнедеятельности, считают ученые.

Ученые давно обеспокоены тем фактом, что в условиях глобального потепления климата продолжается таяние вечной мерзлоты в Арктике.

На самом деле, вечная мерзлота занимает довольно большую территорию - 25% всей суши и 60% территории России. Климатологи считают, что эти территории представляют собой угрозу современному климату – при таянии вечной мерзлоты в атмосферу попадет огромное количество парниковых газов. Оттаявшая почва, вместо того чтобы поглощать углекислый газ и метан, начнет эти газы выделять. В результате, это может спровоцировать скачок в потеплении климата.

Как тает мерзлота

Вечная мерзлота – это огромное хранилище углерода, который законсервирован там в виде комплексных соединений метана и замороженных остатков растений. Когда температура повышается, начинает таять лед, растения, вмороженные в лед, начинают разлагаться, а комплексные соединения метана распадаются. Тогда метан в виде газа попадает в атмосферу. По мнению ученых, огромную роль в процессе этого разложения играют бактерии, но вот как их активность меняется, когда вечная мерзлота оттаивает, до настоящего времени оставалось загадкой.

Замороженные бактерии

Группа ученых под руководством Дженет Дженсон (Janet Jansson) из Калифорнийского университета в Беркли решила выяснить, как при оттаивании почвы меняется состав и активность населяющих ее бактерий. Для этого они собрали почвенные керны на Аляске и провели анализ ДНК бактерий, которые там находились. Оказалось, что при «размораживании» у бактерий включаются гены, ответственные за фиксацию углерода и азота. Молекулярно-генетический анализ позволил ученым найти и новые виды бактерий, которые выделяют в процессе своей жизнедеятельности метан.

«Микробные сообщества мерзлотных почв оказались необычайно разнообразными. Один грамм такой почвы содержит тысячи разных видов бактерий. Обилие бактерий, которые выделяют метан, говорит о том, что нам удалось найти целую новую группу микроорганизмов, которые играют важную роль в балансе углерода в Арктике», - говорит Дженсон.

Статья Дженсон о бактериях в вечной мерзлоте, опубликована в журнале Nature.

Никогда здесь не купайтесь: названы три худших пляжа на Черном море