В Санкт-Петербурге в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) подвели итоги последней экспедиции атомного ледокола «Россия», недавно вернувшегося в порт приписки.
Предварительные результаты полярного рейда уже подтвердили серьезность заявки владельца атомохода, компании «Росатом», на доминирование в арктическом регионе, а в будущем, по мнению экспертов, перспективы для госкорпорации открываются широчайшие.
В этот раз атомоход «Россия» обеспечивал исследования Росгидромета, заменившего одну дрейфующую станцию на другую. Цели этой экспедиции были в первую очередь научные, и как резюмировал на пресс-конференции капитан атомохода «Россия» Александр Спирин, сегодня именно деятельность российских атомщиков позволяет продолжать активное изучение состояния атмосферы, льда и океана Арктики. По словам заместителя генерального директора «Росатомфлота» Андрея Смирнова, по итогам похода «России» госкорпорация «Росатом», Росгидромет и Федеральное агентство морского и речного транспорта готовят совместные предложения по исследованию Арктики и развития транспортного пути.
Последнее особенно важно: именно на Арктику делает сегодня большую ставку российское руководство, рассчитывая на интенсивное развитие Северного морского пути. Премьер-министр Владимир Путин в сентябре на международном форуме «Арктика — территория диалога» заявил, что Северный морской путь, сокращающий путь из Европы в Азию на треть по сравнению с традиционными маршрутами, в ближайшем будущем станет одним из ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. По оценкам экспертов, потенциальный грузопоток маршрута — 50 млн тонн в год. Кроме того, по расчетам экспертов, развитие движения по Севморпути позволит России серьезно улучшить качество жизни заполярных территорий, а также предложить мировой транспортной системе более чем конкурентный вариант - короче и безопаснее многих других морских маршрутов. Если же учесть еще и перспективы освоения богатого углеводородами континентального шельфа, то очевидность приоритетного развития атомного ледокольного флота становится бесспорной.
А ведь еще в 1990-е годы грузопоток по северному направлению падал практически до нуля. С 2000 года регулярное использование северных морских трасс возобновилось, но до прихода «Росатома» ситуация не внушала оптимизма. Отягощенный задолженностями по зарплате, арктический флот не покупал новых судов и с трудом получал заказы на перевозки. Ситуация изменилась только в 2008 году, когда флот вошел в состав госкорпорации.
За три года в составе «Росатома» ледокольный флот существенно улучшил экономические показатели: в 2011 году субсидии из федерального бюджета составили 1400 млн рублей, тогда как выручка «Росатомфлота» за счет коммерческой деятельности – 1521,5 млн рублей. Всего два года назад, в 2009 году картина была радикально иной: субсидии федерального бюджета составляли 1800 млн рублей, а выручка – только 985 млн рублей. На следующий год прогнозы еще лучше, ведь, по оценкам «Росатомфлота», в 2012 году транзит только навалочных грузов прогнозируется в объеме 1,8 млн. тонн, а общий грузопоток по СМП достигнет 5 млн. тонн.
«Росатом» продолжает настойчиво повышать эффективность эксплуатации флота, постепенно вводя новые механизмы управления, в частности планируется акционирование флота, при котором предприятие останется под полным контролем госкорпорации. Также менеджменту корпорации удалось серьезно поднять уровень заработной платы на флоте, не допустив ухода уникальных кадров. В 2011 году средняя заработная плата в «Росатомфлоте» увеличилась на 26% к уровню 2010 года и составила 64 500 рублей по сравнению с 37 300 рублей в транспортных предприятиях Мурманской области. При этом по сравнению с сентябрем 2008 года средняя заработная плата одного работника предприятия увеличилась в два раза.
И если удовлетворение моряков-ледокольщиков объяснить ростом зарплаты несложно, то у ученых требования всегда были гораздо выше. Однако и начальник высокоширотной арктической экспедиции института Арктики и Антарктики Владимир Соколов переходу флота в ведение госкорпорации «Росатом» откровенно рад: «Флот стал более управляем, лучше обслуживается, заметно, что у него появился мощный руководитель с сильными связями. Кроме того, корпорация идет навстречу партнерам — помогла нам с блоком ядерной установки, улучшила поток ядерного топлива», – сказал журналистам Соколов.