29 марта ‘24, Пятница

В почве зашифрована информация о разнообразии животных

Ученые предлагают новый метод, с помощью которого можно легко узнать, какие виды животных обитают или обитали раньше на какой-либо территории. И даже подсчитать количество этих животных. Достаточно собрать пробы почвы и выделить из нее митохондриальную ДНК, «наследивших» там видов.

Узнать о том, сколько видов животных обитает на той или иной территории не так просто. Для этого нужны долгие наблюдения. Правда, на животных можно установить и специальные датчики – но это трудоемкий и дорогостоящий процесс. К тому же, эти приборы могут негативно влиять на сам объект исследования.

От почвы к млекопитающим

Группа ученых под руководством доктора Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Университета Копенгагена предлагает гораздо более простой способ. Как показали исследования биологов, определить, какие виды обитают на той или иной территории, можно на основе выделения и анализа фрагментов их митохондриальных ДНК из почвы. Фрагмент ДНК используют как штрих-код для характеристики вида. Причем, метод позволяет еще и подсчитать количество животных на определенной площади из расчета количества ДНК на массу их тела.

«Наше исследование впервые показывает, что по анализу ДНК из почвы можно узнать не только, какие виды живут на той или иной территории, но и выяснить их численность», - говорит Виллерслев. Новый метод, по его словам, имеет множество преимуществ, так как отбор проб из почвы занимает гораздо меньше времени и гораздо дешевле, чем например, установка датчиков.

Метод работает

Для того чтобы доказать, что метод действительно работает, ученые отправились в национальные парки, где обитали азиатские слоны и полосатые или голубые гну, в зоопарки и на фермы, где все животные тщательно учитывались.

Отобрав образцы почвы, ученые выделили оттуда фрагменты митохондриальных ДНК, а потом сравнили эти данные с генетическим банком данных по всем млекопитающим. Оказалось, что набор видов и их численность по спискам национального парка и результаты, вычисленные на основе молекулярно-генетического анализа, совпали. Единственное исключение – ученые не обнаружили в почве фрагментов ДНК жирафа. По их словам, неудача связана с тем, что животное совсем недавно поселили в национальном парке, и жираф просто еще не успел достаточно «наследить» своей ДНК.

Как считает Виллерслев, у этого метода огромные возможности. Ведь при помощи такого анализа можно узнать и о том, какие животные обитали на этом месте несколько тысяч лет назад. У метода есть всего один недостаток – с его помощью можно учитывать только крупных млекопитающих, а вот что касается насекомых или других беспозвоночных, то тут он бессилен. Из-за их маленьких размеров, и, следовательно, небольшого количества ДНК, которое они оставляют в почве.

О новом методе учета животных можно прочитать в последнем номре журнала Molecular Ecology.

Генштаб: Солдат-срочников весеннего призыва не направят на СВО