В середине сентября побит рекорд минимального количества льда. Вернее, сразу два рекорда: его объем составил менее 4,3 тыс. куб км, а площадь - менее 4,2 млн. кв км.
В начале сентября мы сообщали, что, по результатам исследователей Вашингтонского университета, площадь льдов в Северном ледовитом океане составила 4,6 млн. км2.
Но в середине сентября количество льда в Арктике минимально. В этом году побито сразу два рекорда, сообщает WWF России. По объему льда - 4,3 тыс. км3 (побит рекорд 2010 г. - 4,4 тыс. км3), и по его площади - менее 4,2 млн. км2 (побит рекорд 2007 г. - 4,3 тыс. км2).
Полностью свободны ото льда не только весь Северный морской путь и его узкое место – пролив Вилькицкого, но и весь архипелаг Северная Земля, что наблюдается очень редко.
«Это наложение естественных циклов и «нисходящего» тренда, вызванного глобальным потеплением, где, увы, основная роль принадлежит человеку, усиливающему парниковый эффект, - комментирует Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России. - В следующие годы льда будет чуть больше, потом снова рекорд минимума льдов и так далее. Важно понять, что это не столько очищение Арктики ото льда, сколько усиление нестабильности ледового режима».
Сейчас речь идет о минимальной, сентябрьской, площади льда. Зимой вся Арктика по-прежнему покрывается льдом, максимальная площадь льда наблюдается в марте. Его средняя толщина за 20 лет уменьшилась в три раза, говорят специалисты WWF России.
Они подчеркивают, что уменьшение площади льдов не означает, что в Арктике создаются легкие ледовые условия. Напротив, усиливается ледовая нестабильность, которая сопровождается образованием айсбергов, так как пойдут процессы разрушения ледников Гренландии, Новой Земли и других островов.
Быстрые климатические изменения неблагоприятны для арктических обитателей. Моржи, в частности атлантическая популяция, занесенная в Красную книгу, другие морские млекопитающие, белые медведи – все они под стрессом аномально быстрых изменений климата, для адаптации к которым нужно немало времени. «В этой ситуации нам нужно свести к минимуму добавочный стресс от прямого присутствия человека, от хозяйственного освоения. Нужно выделить специальные зоны – «убежища», где животные могли бы спокойно адаптироваться к новым условиям», - добавляет Алексей Книжников, руководитель нефтегазовой программы WWF России.