20 апреля ‘24, Суббота

Японское землетрясение раскололо льды Антарктиды

Землетрясение у берегов Японии было столь мощным, что породило волны цунами, которые достигли даже берегов Антарктиды. По мнению ученых, сила ударной волны оказалась достаточной, чтобы расколоть шельфовый ледник на несколько кусков.

При помощи улучшенного радара апертурного синтеза (ASAR) специалисты NASA получили серию снимков, на которых видно как два огромных айсберга и несколько небольших общей площадью 125 квадратных километров откололись от ледникового шельфа Сульцбергер в Антарктиде. Гляциологи под руководством доктора Кели Бранта (Kelly Brunt) из Северо-западного университета (США) обратили внимание на то, что это событие случилось сразу после землетрясения, которое произошло у берегов Японии 11 марта 2011 года. Тогда Брант решил выяснить, что же стало причиной образования этих айсбергов.

После того, как в эпицентре землетрясения в Тихом океане у берегов Японии произошел мощный толчок, от него стали расходиться волны цунами. Волны оказались столь мощными, что достигли и берегов Южного океана, и Антарктиды. По подсчетам Бранта через 18 часов после толчка волны достигли берегов Антарктиды, проделав путь длиной более 13 тысяч километров. Несмотря на огромное расстояние, сила этих волн оказалась достаточной для того, чтобы расколоть шельфовый ледник, высота которого достигала 80 метров. Как говорит Брант, до этого события ледник на протяжении почти 46 лет находился в стабильном и нетронутом состоянии.

Гипотеза о том, что волны цунами могут привести к образованию айсбергов, возникла еще в 1970-х годах, добавляют ученые. «В сентябре 1868 года появились сообщения о присутствии огромных айсбергов в южной части Тихого океана. Позже ученые сделали предположение о том, что эти куски ледников могли отколоться от антарктических льдов после мощнейшего землетрясения магнитудой 8,5 и последовавшего за ним цунами напротив города Арика в Чили. Сейчас мы можем сказать с большой долей уверенности, что именно так все и происходило», - считает один из соавторов исследования доктор Окал. Интересно, что, по мнению других ученых, может происходить и обратный процесс - то есть, айсберги могут порождать цунами.

Статья Бранта и его коллег о том, как волны цунами породили айсберги, опубликована в последнем номере Journal of Glaciology.