28 марта ‘24, Четверг

В Северной Атлантике, возможно, нашли Атлантиду

Огромный кусок суши, который 56 миллионов лет назад был островом с пышной растительностью, обнаружили ученые на дне в районе Северной Атлантики. Остров скрывался под двухкилометровым слоем пород.

Ученые из Кембриджского университета под руководством Росса Хартлея (Ross A. Hartley) обнаружили под дном Северной Атлантики на глубине больше двух километров огромный кусок суши. Хартлей и его коллеги использовали данные сейсмического зондирования, которое проводили в этом месте нефтяные компании. На основе этих данных ученые смогли реконструировать облик погруженного под воду ландшафта. Этот затерянный в океане кусок суши наводит на мысль о мифической Атлантиде.

Как выглядит подводный ландшафт

Подводный остров находится в районе Шетландских и Оркнейских островов (к северо-востоку от Шотландии), его площадь составляет примерно 10 тыс. км2 .

По всей видимости, согласно реконструкции Хартлея, остров возвышался над океаном на высоту примерно 600 метров. При помощи глубоководного бурения ученые смогли определить возраст слагающих его пород. Скорее всего, остров поднялся над водой примерно 56 миллионов лет назад. «Это происходило в несколько этапов. Мы выяснили, что произошло, по крайней мере, три таких поднятия, каждый раз остров вырастал на высоту 200-400 метров», – пишут авторы.

Остров просуществовал недолго – примерно один миллион лет. За это время там успели сформироваться русла рек (их было восемь), овраги, горы, возвышенности и равнины. В кернах ученые обнаружили пыльцу и ископаемый уголь – следы растительной жизни. А над этими отложениями залегали ископаемые раковины морских обитателей. По всей видимости, они появились уже в то время, когда остров начал погружаться под воду. На погружение ушло 2,5 миллиона лет.

Гипотеза формирования острова

Но больше всего ученых интересовал вопрос, как же образовался остров, почему он вдруг неожиданно, по геологическим меркам, возник и так же быстро, по геологическим меркам, скрылся под водой. Гипотеза, которую предлагает Росс, связывает образование острова с действием горячего плюма – выхода из недр Земли раскаленной магмы. Эта магма может выливаться под большим давлением, и тогда она быстро накапливается. Существует точка зрения, что именно таким способом сформировались Гавайские острова. Через какое-то время остров мог погрузиться на дно из-за образования разлома в океанической плите или породы постепенно могли разрушаться из-за выветривания.

По словам Хартлея, подобные процессы происходят и в других частях океана. Возможно, под океаническим дном прячется еще много таких островов.

Статью с описанием затонувшего острова можно прочитать в последнем номере журнала Nature Geoscience.

ЦБ поддержал идею обязательного страхования посетителей публичных мест