Самолеты, взлетающие и садящиеся в аэропортах, могут вызывать локальное выпадение осадков -- снега или дождя. К такому выводу пришли американские геофизики, наблюдающие за влиянием авиации на погоду.
О том, что самолеты некоторым образом могут воздействовать на образование облаков и выпадение осадков, ученые задумываются уже более полувека. Впервые эту тему подняла публикация «Рукотворные перистые облака» в журнале «Погода» в 1948 году. Ученые не раз замечали, что при наборе высоты и снижении самолеты иногда прорезают в облаках на средних высотах бреши и даже каналы. В сегодняшнем выпуске Science ученые американского Национального центра атмосферных исследований (National Center for Atmospheric Research) подвели итог многолетним исследованием и подтвердили: самолеты действительно могут вызвать осадки.
Это происходит, когда, пролетая через определенный тип облаков, самолеты вызывают мгновенное разрежение воздуха. У турбовинтовых самолетов такие разрежения возникают позади лопастей пропеллеров, у реактивных, которые движутся быстрее – позади задней кромки крыла. Ученые выбрали для изучения несколько коммерческих аэропортов – лондонский Хитроу, франкфуртский, Шарля де Голля во Франции и Еллоунайф в Канаде. Используя спутниковые снимки и компьютерную модель для предсказания погоды, ученые подсчитали, что примерно в 6% атмосферные условия складываются так, что пролетающие самолеты могут вызвать осадки. Причем этот показатель слегка растет с увеличением широты места.
За крылом самолета
Решающим обстоятельством в этом феномене является наличие поблизости от аэропорта облаков, содержащих переохлажденные водяные капли. «Эти осадки не влияют на глобальный климат, но могут влиять на работу аэропортов на средних широтах», -- пояснил автор исследования Эндрю Хеймсфилд (Andrew Heymsfield). Турбовинтовой самолет, пролетая через облако с температурой -15°С, разрежает воздух и заставляет замерзать капли воды, которые затем выпадают на землю в виде дождя или снега. С реактивными самолетами то же самое происходит при температурах ниже -20°С. Ученые установили, что этот феномен никак не связан с инверсионным следом, оставляемым двигателями самолетов. Оказалось, что в аэропортах средних широт, таких, как франкфуртский или Шарля де Голля, чаще выпадают осадки, вызванные пролетом винтовых самолетов – примерно в 5% от всего времени. В канадском Еллоунайф в 10% всего времени возникают подходящие условия для выпадения осадков после турбовинтовых самолетов и в 5% -- для реактивных.
Дождю все "Боинги" покорны
Ученые подсчитали, что чаще всего самолеты вызывают осадки в пределах ста километров от аэропортов. Именно внутри этой зоны лайнеры, поднимаясь на эшелон или опускаясь к земле, проходят на высоте 3 километра, где обычно и встречаются переохлажденные облака.
В ходе исследования выяснилось, что вызывать дождь и снег могут любые типы самолетов – этим грешат и Boeing-757 и MD-80, военные самолеты, такие, как бомбардировщики B-52 и другие типы воздушных судов. «Похоже, что любой самолет, летящий через облако с водяными каплями гораздо ниже точки замерзания может вызвать такой эффект», -- добавил Хеймсфилд .