29 марта ‘24, Пятница

Между оледенениями в океане обитали амебы с панцирем

В промежутке между двумя мощными оледенениями в морях обитали одноклеточные животные. Они спасались от холода и хищников при помощи раковины-панциря. Ученые считают, что эти животные были похожи на современных раковинных амеб.

В конце неопротерозойской эры нашу планету полностью покрывали льды. Эта гипотеза носит красивое название «Земля-снежок». Считается, что это оледенение пережили совсем немногие виды. Например, практически все достаточно сложно организованные (имеющие ядро и оболочку) водоросли, к сожалению, исчезли. Но когда лед растаял, произошел настоящий взрыв жизни. Именно тогда появились самые необычные животные, которых когда-либо создавала природа, – представители эдиакарской фауны. Палеоклиматические данные говорят о том, что глобальное оледенение разделялось на два периода – Мариноанское и Стуртианское оледенения. В промежутке между ними произошло небольшое потепление, и лед, по-видимому, стал немного таять.

Одноклеточные с панцирем

Группе ученых под руководством доктора Тани Босак (Tanja Bosak) из Массачусетского технологического института удалось обнаружить ископаемые останки удивительных одноклеточных организмов, которые появились как раз в эпоху этого потепления между двумя оледенениями примерно 710 млн. лет назад. «Мы достаточно хорошо знаем, что происходило до глобального оледенения, но вот о том, что происходило в период между Мариноанским и Стуртианским оледенением – данных очень мало», -- говорит Босак.

Ученым удалось найти раковины одноклеточных животных в отложениях на севере Намибии и Монголии. При помощи электронного микроскопа они рассмотрели их строение. Если в отложениях из Намибии преобладали круглые раковины, то монгольские отличались более вытянутой формой. Как объясняет Босак, каждая раковина имела отверстие (устье) для ложноножки, с помощью которой животные передвигались.

Амебы строили раковину

С помощью рентгеноспектрального анализа ученые выяснили состав раковин. «Толщина этих раковин не превышала десяти микрон, они состояли из глинистых минералов разного размера и возраста. Это свидетельство того, что животные строили раковины из частиц, которые свободно плавали в воде, и скрепляли их выделениями цитоплазмы», -- пишут авторы. По-видимому, раковины защищали одноклеточных от многих неприятностей, например, холодной температуры и хищников.

Пока ученые затрудняются точно определить видовую принадлежность обнаруженных ископаемых. По их мнению, одноклеточные больше всего походили на современных представителей отряда раковинных амеб. Эти амебы обитают в пресных водоемах, их тело покрыто раковиной, и так же, как ископаемые, они строят ее из песчинок и кусочков органики, которая оседает на дно.

Более подробно об одноклеточных организмах, переживших оледенение, можно прочитать в статье Босак и ее коллег, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.