29 марта ‘24, Пятница

Под Йеллоустонским парком скрыт бассейн с раскаленной магмой

Ученым удалось вычислить размеры плюма -- выхода магмы на поверхность земной коры, который находится под Йеллоустонским супервулканом. Плюм оказался гораздо больше, чем считали раньше.

Гигантский вулканический плюм, или бассейн с раскаленной магмой, который питает дремлющий супервулкан в Йеллоустонском национальном парке, оказался по подсчетам команды профессора Роберта Смита (Robert B. Smith) из Университета Юты (Солт Лейк Сити, США), намного больше, чем считалось раньше.

Йеллоустонская кальдера (огромный кратер) образовалась в результате многократных извержений супервулкана. За 17 миллионов лет произошло более ста извержений, а последнее случилось 640 тысяч лет назад. К счастью, сейчас этот вулкан дремлет. Размеры йеллоустонской кальдеры огромны – они составляют 55 на 75 километров. На этой территории находится Йеллоустонский национальный парк.

Недавно ученые показали, что Йеллоустонский супервулкан располагается над «горячей точкой» – плюмом, или выходом раскаленной магмы на поверхность Земли. В течение предыдущих исследований этого плюма, проведенных в 2009 году, группа профессора Смита путем сейсмических измерений показала, что он залегает под углом 60 градусов, а его протяженность составляет 240 км. Сейчас профессор Смит решил измерить электропроводность плюма. В результате он получил следующие результаты: плюм залегает на глубине от 660 км под углом 40 градусов по направлению с востока на запад, а его протяженность достигает 640 км. Эти данные будут опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

«Мы показали, что размеры плюма больше, чем считалось раньше. И в нем находится большое количество вещества в жидком состоянии. Эти данные невозможно было получить при помощи сейсмических измерений», -- говорит Смит.

Недавно ученые получили еще одно доказательство гипотезы о существовании плюмов – они показали, что над плюмом образовались Гавайские острова. А американские ученые вычислили, что с работой плюмов связаны выходы на поверхность пород, содержащих алмазы.