16 апреля ‘24, Вторник

Озера теплеют быстрее климата

За последние 25 лет температура воды в 167 озерах по всему земному шару повысилась. Правда, растет температура в разных полушариях очень неравномерно.

Специалисты из Калифорнийского технологического университета (Пасадена, США) доктор Филипп Шнейдер (Philipp Schneider) и Симон Хук (Simon J. Hook) проанализировали космические снимки 167 озер, площадь которых превышала 500 км2. При помощи инфракрасных снимков, полученных в ночное время, ученые выяснили, что начиная с 1985 года в среднем по всему миру температура в озерах растет со скоростью 0.045°C в год, а в некоторых водоемах рост достигает скорости 0.1°C в год.

«Анализ космических снимков показал, что температура воды в озерах значительно сильнее и быстрее повышается в средних и высоких широтах северного полушария по сравнению с низкими широтами южного полушария. Это данные говорят о том, что в некоторых регионах температура в водоемах повышается быстрее, чем растет температура воздуха», -- пишут авторы исследования в статье «Space observations of inland water bodies show rapid surface warming since 1985», опубликованной в последнем номере журнала Geophysical research letters.

По словам ученых, быстрее всего температура растет в озерах северной Европы. А вот южнее, в районе Черного и Каспийского морей, температура повышается не так быстро. В Сибири, Монголии и на севере Китая потепление проявляется в большей мере. «Юго-западная часть США теплеет быстрее, чем район Великих озер. В тоже время в озерах тропических и умеренных широт южного полушария рост температуры воды происходит значительно медленнее», -- приводит NASA слова авторов исследования.

«Наш анализ представляет собой новый и независимый источник данных того, как проявляется глобальное изменение климата. Эти результаты важны и для понимания того, что происходит с экосистемами озер, когда они испытывают такие изменения», -- говорит Шнейдер.

Для ученых уже не секрет, что в северном и южном полушарии глобальное потепление климата проявляется по-разному. Например, температура в верхних частях атмосферы северного полушария повышается сильнее. Неодинаково реагируют на повышение температуры воздуха и экосистемы разных полушарий. Недавно ученые показали, что в арктических экосистемах потепление на один градус приводит к кардинальным перестройкам, когда тундровую растительность сменяет лесная. А вот для тропических дождевых лесов повышение температуры оказывается даже полезным – там повышается биологическое разнообразие видов.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами