Глава Минприроды Юрий Трутнев заявил, что добыча углеводородов на морском шельфе нужна российской промышленности. Для эффективного освоения запасов нефти и газа необходимо изменить законодательство и создать систему страхования экологических рисков. Экологи утверждают, что нефтегазовые проекты, особенно в Арктике, опасны, а их последствия непредсказуемы.
Добыча нефти и газа с морских платформ на шельфе, несмотря на наличие в России больших запасов углеводородов на суше, может оказаться выгодной с точки зрения экономического и технологического развития российской промышленности, считает глава Минприроды РФ Юрий Трутнев.
«На шельф, как на елочку, можно навесить множество заказов для нашей промышленности», -- сообщил Трутнев на пресс-конференции, отвечая на вопрос, имеет ли России смысл разрабатывать шельф при наличии больших запасов на суше, передает РИА «Новости».
По словам министра, вести добычу на шельфе можно только при наличии новейших технологий. «Шельф может дать гарантированный объем заказов, который вытащит отрасли на уровень современных технологий, в том числе в судостроении», -- отметил глава Минприроды.
Но уже сейчас его ведомство намерено предложить внести изменения в законодательство, которые позволят частным компаниям получать выгоду от геологической разведки на шельфе. «Сейчас геологоразведка на шельфе усилиями частных компаний экономически бессмысленна... Мы хотим сделать это выгодным бизнесом», -- пояснил Трутнев. По его словам, если на суше компания, открывшая месторождение, имеет право на его разработку, то обнаружение месторождение на шельфе не дает ей ничего: все морские месторождения имеют статус федеральных, и разрабатывать их имеют право только государственные компании.
Минприроды рассматривает два возможных пути исправления положения: либо предоставить компании право на долю участия в освоении месторождения, например, около 20%, либо дать возможность компаниям продавать геологические данные. «Мы можем привязаться не к затратам, а к аукционной стоимости месторождения, чтобы компания платила открывателю месторождения определенный процент. В этом случае возникает интерес искать», -- резюмировал министр.
У экологов другое мнение
В преддверии Международного арктического форума, который состоится 22-23 сентября в Москве, российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) и исследовательский холдинг «Ромир» опубликовали данные опроса общественного мнения, посвященного экологической катастрофе в Мексиканском заливе. Экологи полагают, что сейчас работы на континентальном шельфе недопустимы из-за слишком высоких рисков.
Опрос показал, что россияне поддерживают это мнение. «Необходимо принять срочные меры, чтобы предотвратить новые катастрофы. Только 4,3% участников опроса, в котором приняло участие 1500 человек, считают, что ничего менять не нужно. Почти 40% выступили за приостановку добычи нефти на морском шельфе: около 20% -- за полный отказ, а 17,8% -- за временный мораторий до появления новых безопасных технологий. 43% россиян считают, что необходимо также усилить экологическую экспертизу новых нефтяных проектов на морском шельфе. 36,6% поддержали инвестицию средств в разработку новых стандартов безопасности нефтяных проектов», -- рассказывается в сообщении WWF.
Посетители сайта WWF оказались еще более категоричными. Из 3500 участников опроса, проведенного летом 2010 года, 86,5% поддерживают мораторий на развитие новых проектов на шельфе российских арктических морей, и более 70% считают, что мораторий стимулирует Россию быстрее развивать возобновляемые источники энергии.
По мнению WWF, результаты опросов свидетельствуют, что «российское общество поддерживает мнение экологов о необходимости моратория на добычу углеводородов в таких ценных и уязвимых экосистемах как арктические».
«WWF не призывает к окончательному запрету на развитие нефтегазовых проектов в Арктике и готов вести открытый диалог по этой теме со всеми заинтересованными сторонами. Но сегодня мы уверены, что уровень развития современных технологий, нормативно-правовая база и научные знания об арктической экосистеме недостаточны для экологически безопасного бурения в Арктике», -- заявил координатор WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников. «Пока эти пробелы не будут заполнены, мы не вправе идти на неприемлемые риски для экосистем и местных жителей», -- добавил он.
Минприроды думает о страховании...
Трутнев сообщил, что Минприроды намерено создать систему страхования экологических рисков для проектов добычи нефти и газа на шельфе. «Совершенно очевидно, что авария в Мексиканском заливе требует отдельного ряда мер. Мы о таких мерах тоже думаем. Прежде всего, мы думаем о страховании экологических рисков», -- сообщил министр.
Сейчас ведомство ведет поиск моделей страхования возможных экологических рисков. «Мы считаем, что нужно идти по одному из трех направлений -- это наличие банковских гарантий, создание специальных ликвидационных фондов или страхование. Сейчас мы думаем над тем, как это все должно выглядеть», -- поделился глава Минприроды.
Он отказался назвать объем ущерба, который будет закладываться как основа для страхования, отметив, что сейчас министерство занимается этим вопросом.
...и мечтает об арктическом шельфе
Первые результаты, полученные экспедицией на судне «Академик Федоров», которое в сопровождении атомного ледокола «Ямал» исследует арктический шельф в районе хребта Ломоносова, будут известны в ноябре. Трутнев сказал, что экспедиции по сбору данных о шельфе будут работать в Арктике до 2013 года.
Россия претендует на обширные территории арктического шельфа, где могут находиться огромные запасы нефти и газа. Но комиссия ООН по морскому праву пока отказалась удовлетворить заявку России, потребовав дополнительные данные. «Я уверен, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева -- это часть нашего шельфа. Мы это будем доказывать», -- подчеркнул министр. По его словам, комиссия ООН не заявила, что соответствующие территории шельфа не принадлежат России, она лишь потребовала дополнительных материалов.
Арктические исследования и сопутствующие работы будут стоить бюджету в пределах 2 млрд рублей. «Мы сейчас отвечаем на дополнительные вопросы комиссии, которой необходимы дополнительные данные по батиметрии (промерам глубин) и дополнительные данные по сейсмике», -- добавил министр.
Освоение арктического шельфа может начаться лишь через 12-15 лет после начала геологоразведочных работ.