Российские экологи и представители правительства изложили в Верховном суде позиции по поводу запуска Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Юристы Greenpeace уверены, что производство целлюлозы нельзя было исключать из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкала.
Верховный суд России вернулся к рассмотрению иска экологов, доказывающих незаконность запуска Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Практически сразу после выхода правительственного постановления от 13 января 2010 года, когда производство целлюлозы, бумаги и картона исключили из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкала, юристы Greenpeace провели юридический анализ и пришли к выводу о незаконности постановления. 19 января они отправили материалы президенту России, но никакой реакции не последовало. Greenpeace подал в Верховный суд иск об отмене «этого противоречащего российскому и международному законодательству» постановления.
К рассмотрению иска Верховный суд приступил 22 апреля, но заседание закончилось ничем. Слушания перенесли на 15 июня.
«Экологи отдают себе отчет в том, что ожидать положительного результата трудно, так как крайне сомнительно, чтобы Верховный суд открыто выступил против решения правительства. Однако любой исход дела «откроет дорогу» в международные судебные структуры, где больше шансов добиться соблюдения законности в отношении объекта всемирного наследия -- озера Байкал», -- отмечается в сообщении Greenpeace.
Обвинение и защита
Как передает «Интерфакс», суд заслушал позиции сторон. Представители Greenpeace заявили, что постановление правительства противоречит федеральным законам «О санитарно-эпидемиологических нормах», «Об охране окружающей среды» и «Об охране Байкала», а также конвенции ЮНЕСКО.
По мнению заявителей, запуск БЦБК приведет к деградации объекта природного наследия. Озеро после возобновления работы комбината, как отмечают представители Greenpeace, может быть переведено из категории «объект всемирного наследия ЮНЕСКО» в категорию «объект всемирного наследия под угрозой».
Представители правительства России утверждают, что никакой опасности Байкалу не угрожает. По словам ответчика, комбинат работает, но не перешел на замкнутый цикл производства. Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, на замкнутый цикл БЦБК должен перейти в августе 2012 года.
После изложения позиций сторон суд объявил перерыв до четверга. Заседание начнется с того, что представитель прокуратуры выскажет собственное заключение на иск, стороны перейдут к прениям, а затем суд удалится для вынесения решения.
История постановления
13 января вышло постановление правительства, согласно которому производство целлюлозы, бумаги и картона без использования бессточных систем водопользования больше не входит в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Срок промышленного запуска комбината пока не определен, в тестовом режиме БЦБК будет работать до конца января следующего года.
Совет директоров БЦБК 23 октября 2009 года одобрил привлечение денежных средств от частного акционера на финансирование программы запуска комбината. 185 млн руб. планировалось перечислить комбинату в течение двух месяцев.
«За этот период предполагается реализовать весь комплекс мероприятий, необходимых для полной подготовки комбината к запуску производства в условиях замкнутого цикла водопользования. Производство небеленой целлюлозы предполагается восстановить сначала на одном потоке», -- отмечалось в пресс-релизе «Континенталь менеджмент», владеющей контрольным пакетом акций БЦБК.
БЦБК введен в эксплуатацию в 1966 году, его мощность -- около 200 тыс. т целлюлозы в год. В сентябре 2008 года по требованию Минприроды комбинат перешел на замкнутый цикл водооборота, чтобы исключить загрязнение Байкала. В этих условиях предприятие оказалось нерентабельным и вскоре остановилось.
«За Байкал!»
После постановления от 13 января российские природоохранные общественные организации объявили о создании коалиции в защиту Байкала и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО. По предварительным данным, обращение подписали более 100 тыс. человек из 50 стран.
В коалицию «За Байкал!» вступили «Байкальская экологическая волна» (Иркутск), российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF, Москва), «Greenpeace России» (Москва), «Движение гражданских инициатив» (Санкт-Петербург), «Дружина охраны природы МГУ» (Москва), «Зеленая волна» (Санкт-Петербург), Социально-экологический союз (Москва), Центр охраны дикой природы (Москва), Центр экспертиз «ЭКОМ» (Санкт-Петербург), а также другие общественные организации России.