Ученые смоделировали варианты распространения нефтяного пятна с разными начальными условиями. Все варианты заканчивались одним: нефть попадает в Гольфстрим и разносится по Атлантике.
Ликвидаторам аварии в Мексиканском заливе удалось приостановить утечку нефти. По разным оценкам, к этому моменту в залив попало до 800 000 баррелей нефти.
Ученые из Национального центра атмосферных исследований США (National Center for Atmospheric Research - NCAR) смоделировали шесть вариантов распространения нефтяного пятна. Компьютерная система BOULDER продемонстрировала, что в любом случае максимум через 130 дней нефть окажется в открытом океане.
Компьютерная модель
Модель составлена с учетом погоды и состояния акватории. Основываясь на возможных климатических изменениях, исследователи составили шесть вероятных моделей развития событий. Полученные результаты отличаются лишь временем, когда нефть попадет в петлю Гольфстрима (Loop Current). Как только течение захватит нефть, пятно начнет расползаться по миру.
Концентрация нефти в воде будет уменьшаться по мере ее распространения (на карте от красного до светло-сиреневого). Цвета, использованные в модели BOULDER, не имеют отношения к точным численным значениям, а показывают концентрацию нефти относительно источника загрязнения. Красным цветом отмечено максимальное загрязнение, светло-сиреневым – минимальное. Минимальное загрязнение наблюдается в местах, где нефть максимально разбавится водой. Модель показывает возможные траектории путешествия пятна в зависимости от того, насколько большой окажется петля Гольфстрима и когда она захватит пятно.
«Мы не имеем возможности делать долгосрочные прогнозы и давать количественные оценки, потому что течение постоянно меняется, а авария еще полностью не ликвидирована. Трудно предположить, какой дополнительный объем нефти может поступить в океан», -- говорит один из участников проекта Синти Пикок (Synte Peacock).
Ученые предупреждают, что эту модель нужно воспринимать как предупреждение об опасности, а не точный прогноз. Погодные условия и усилия человека могут значительно изменить ход событий.
Гольфстрим жмет на газ
Нефть начала поступать в Мексиканский залив со дна океана 20 апреля 2010 года. Нефтяное пятно располагается на достаточно спокойной территории, поэтому его распространение в основном связано с волновым движением. Распространение нефти пока ограничилось побережьями штатов Луизиана и Алабама, но может пойти и дальше.
NCAR сообщает, что небольшое количество нефти уже попало в петлю Гольфстрима. Атлантическое течение способно увеличить скорость распространения нефти в 2,5 раза. В таком случае пятно будет ежедневно преодолевать расстояние около 160 км.
Ученые продолжают следить за климатическими изменениями и распространением нефти в заливе. Сейчас они разрабатывают модели, которые позволят понять, куда последует нефть, выйдя в Атлантику.
«Мы надеемся, что нефть значительно перемешается с водой и не дойдет до европейского побережья, но необходимо подкрепить наши предположения математическими расчетами и моделями», -- говорит Мартин Висбек (Martin Visbeck), научный сотрудник Киэльского университита (University of Kiel, Germany).
Юристы и инженеры
1 июня в Корнельском университете (Cornell University) ученые обсудили недостатки американского законодательства в сфере охраны окружающей среды. Профессор Джеффри Рачлински (Jeffery J.Rachlinski) прокомментировал действия американского конгресса и компании BP. Он отмечает, что конгресс и BP с интересом следят за проваливающимися друг за другом экспериментами по ликвидации аварии и подсчитывают материальные убытки. Правительство Америки и руководство компании увлечены взаимозачетами и говорят о необходимости доработать законодательную систему -- ведь пока нефтедобывающие компании могут бурить скважины, не имея плана по ликвидации возможных аварий и соответствующих технических средств.
Профессор Рачлински уверен, что доработка системы породит большое количество мест для новых юристов, но не решит всех проблем. Ведь основная проблема не в материальных потерях, а в экологической катастрофе.
«Необходимо задуматься над тем, как обеспечить нефтедобывающие компании высококвалифицированными инженерами до инцидента, а не юристами после него», -- говорит профессор Рачлински.