Нефтяное пятно у американского побережья растянулось на 70 км в поперечнике и уже достигло суши. Вылившаяся в океан нефть может парализовать морскую торговлю, уничтожить флору и фауну на тысячах километров побережья. Аналитики пока даже не представляют, во сколько обойдется устранение аварии.
Авария на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе может стать крупнейшим экологическим бедствием для США за последние несколько десятков лет. Во вторник взрыв, причина которого неясна, фактически уничтожил платформу Deepwater Horizon, проводившую разведочное бурение в 50 км от побережья Луизианы. В аварии погибли 11 человек. Нефть из скважины продолжает поступать в океан, что привело к образованию огромного нефтяного пятна, которое к утру пятницы достигло берега.
Объем нефти, вылившейся в океан, оказался в пять раз больше, чем утверждали представители Вritish Рetroleum -- компании, которая арендовала погибшую платформу. Первоначально считалось, что ежедневно в воду попадает 1000 баррелей нефти (136,4 т). По новым подсчетам, в водах Мексиканского залива уже находится не менее 2,1 тыс. т нефти. Нефтяное пятно достигает 70 км в поперечнике, причем большая часть нефти уже осела на дно.
Катастрофа в Мексиканском заливе может оказаться даже более крупной, чем гибель танкера Exxon Valdez в 1989 году. Тогда судно, принадлежавшее компании Exxon Mobil, село на мель у побережья Аляски. Через образовавшуюся пробоину в воду попало более 50 тыс. т нефти, пятно растянулось на 1,6 тыс. км вдоль побережья. После ликвидации аварии Exxon Mobile заплатила штраф $500 млн. По частным искам сумма выплат превысила $900 млн. Некоторые дела еще рассматриваются.
«Я напуган», -- откровенно заявляет один из экспертов национальной администрации по океану и атмосфере Дэвид Кеннеди. «Это очень, очень серьезная проблема. Те усилия, которые придется предпринять (для устранения последствий аварии), просто поражают воображение. Особенно если выброс нефти продолжится», -- считает он.
Сейчас ВР, пограничная служба и экологи пытаются оградить пятно и не допустить, чтобы нефть попала на побережье. Однако все эти усилия не привели к успеху. Ранее предпринимались попытки выжечь пятно, однако серьезных результатов они не принесли, поскольку значительная часть нефти находится в толще воды.
Все согласны с тем, что прежде всего нужно перекрыть скважину, из которой нефть попадает в океан. Подводные роботы ВР не смогли этого сделать, поскольку ранее в нефтяной отрасли такая задача ни разу не решалась. Сегодня компания попросила помощи у Пентагона. Возможно, американские военные применят для устранения последствия катастрофы секретные подводные аппараты. ВР также наймет луизианских рыбаков для того, чтобы ограждать бонами разрастающееся пятно. Представитель компании признался, что они «готовы принять любую помощь». Сейчас в устранении аварии заняты более 1 тыс. человек.
Как сообщает Associated Press, пятно, несмотря на все усилия, достигло дельты Миссисипи -- важнейшего транспортного узла на юге США. Там располагается крупнейший нефтеналивной терминал страны -- если доступ к нему будет перекрыт, это вызовет рост цен на нефть на мировых биржах. На торгах в четверг нефть марки Brent подорожала до $86,9 за баррель.
Власти Луизианы ввели в штате режим чрезвычайной ситуации и запросили у федерального правительства 6 тыс. солдат национальной гвардии для очистки побережья от нефти.
Президент США назвал аварию угрозой национальной безопасности и поручил министру безопасности Джанет Наполетано, министру внутренних дел Кену Салазару и главе агентства по защите окружающей среды Лизе Джексон возглавить операцию по устранению пятна. По словам Барака Обамы, для разрешения ситуации администрация «будет использовать любые доступные средства». Впрочем, как заметил представитель Белого дома Ник Шапиро, все расходы, связанные с операцией, будут затем взысканы с ВР.
Уже пошли слухи, что эта авария может повлиять на стратегическую концепцию Обамы по освоению шельфа, которая является частью законопроекта о климате. 31 марта администрация обнародовала план по отмене моратория на бурение на шельфе Мексиканского залива. Ранее этот мораторий распространялся на большую часть территорий, которые относятся к американской экономической зоне. Как заявил представитель Белого дома Роберт Гиббс, Обама может пересмотреть свое решение в зависимости от результатов расследования аварии на Deepwater Horizon.